Ядерные реакторы

За кабиной пилотов расположили отсек операторов противолодочного оружия, бытовые помещения, спасательный катер на случай посадки на воду, биозащиту и сам реактор. Противолодочное оружие разместили в обтекателях шасси. Вскоре оказалось, что проект не связывается по весу, он настолько тяжел, что четыре НК-14А не могут поднять его в воздух. Вес сэкономили на защите реактора, одновременно повысив  ее эффективность, путём выполнения её в виде многослойной капсулы из различных материалов, окружающей реактор со всех сторон. Реактор разрабатывался под руководством А. П.Александрова. Он имел собственные системы управления, электропитания и др. Управление реактора осуществлялось выдвижением угольных стержней из активной зоны, а также перекачкой воды во внешнем контуре. В аварийной ситуации стержни не просто быстро задвигались в активную зону - они туда выстреливались.

Лётные испытания с действующим реактором на борту проводились на Семипалатинском полигоне в 1972 (программа «Аист»). Они завершилась успешно, были получены необходимые данные для проектирования достаточно эффективной и безопасной авиационной ядерной силовой установки. Благодаря новой защите и закрытому циклу радиационное заражение конструкции самолета и воздуха сводилось к минимуму, а в экологическом плане такая машина даже имела преимущества перед самолетами на химическом топливе: если все исправно работает, то выхлопная струя атомного двигателя не содержит ничего, кроме чистого нагретого воздуха. На случай же летного происшествия проблемы экологической безопасности в проекте Ан-22ПЛО не были решены в достаточной мере. Выстреливание угольных стержней в активную зону действительно прекращало цепную реакцию, но если реактор не поврежден!

Конструкторы и ученые продолжали поиск решения проблемы. Тем более, что кроме противолодочной функции, атомному самолету нашли новое применение. Оно возникло как логическое развитие тенденции повышения неуязвимости пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет в результате придания им мобильности. В начале 1980 США разработали стратегическую систему МХ, в которой ракеты постоянно перемещались между многочисленными укрытиями, лишая противника возможности уничтожить их точечным ударом. В СССР межконтинентальные ракеты установили на автомобильное шасси и железнодорожные платформы. Следующим шагом было поместить их на самолет, который бы барражировал над своей территорией либо над океанскими просторами. Ввиду своей подвижности он был бы неуязвим для средств ракетного нападения противника. Главным качеством такого самолета было как можно большее время пребывания в полете, а значит, ядерная силовая установка подходила ему как нельзя лучше. Радиационная обстановка в Томской области Радиационная обстановка на территории области в значительной мере сформирована в результате прохождения облаков взрывов, проведенных в атмосфере

Наконец, было найдено решение, гарантирующее ядерную безопасность даже в случае летного происшествия. Реактор вместе с первичным контуром теплообмена выполнялся в виде автономного блока, оснащенного парашютной системой и способного отделиться от самолета в критический момент и выполнить мягкую посадку. Таким образом, даже если бы самолет разбился, опасность радиационного заражения местности была бы незначительной. Реализации этого проекта помешал конец «холодной войны» и распад Советского Союза. БОЕВЫЕ РАКЕТЫ НА БАЗЕ ЯРД

Созданием боевых межконтинентальных баллистических ракет (в первую очередь для

доставки к цели тяжёлых водородных бомб), на базе ядерного реактивного двигателя (ЯРД) в СССР и США начали заниматься в конце 50-х годов прошлого века, т. е. ещё до создания стратегических ракет, работающих на химическом топливе.

Рис.31. Крылатая атомная ракета со сверхзвуковым прямоточным воздушным реактивным двигателем с нагревом воздуха в реакторе

В СССР задача разработки экспериментальной крылатой ракеты «375» с ядерным прямоточным воздушно-реактивным двигателем конструкции ОКБ-670 М.М.Бондарюка была поставлена перед ОКБ-301, возглавляемым С.А.Лавочкиным. Место обычной камеры сгорания в этом двигателе занимал реактор, работавший по открытому циклу - воздух протекал прямо сквозь активную зону, нагревался до высокой температуры и выбрасывался наружу, создавая тягу. За основу конструкции планера ракеты были приняты разработки по межконтинентальной крылатой ракете «350» на обычном топливе. Однако тема «375» не получила развития, а смерть С.А.Лавочкина в июне 1960 поставила точку в этих работах. США также отказались от боевых межконтинентальных ракет с ядерным двигателем, из-за создания надёжных стратегических ракет на химическом топливе. Реально ни США, ни СССР (Россия) никогда не планировали применения ЯРД в космических войнах, что отрицательно сказалось на их создании.


На главную