Ядерные реакторы

В 1958 на одном из аэродромов под Семипалатинском (база Половинка) был построен наземный испытательный стенд на основе средней части фюзеляжа Ту-95. Радиационная защита изготовлялась с использованием новых для авиации материалов, для производства которых потребовались новые технологии. Они были разработаны в под руководством А.С.Файнштейна. В июне 1959 реактор был пущен. Вскоре удалось выйти на заданный уровень мощности, опробовать приборы управления и контроля радиации, систему защиты, выработать рекомендации экипажу ЛАЛ. Одновременно подготовили и реакторную установку для ЛАЛ (конструктор академик Н.Д.Кузнецов). Топливный элемент представлял собой трубку из оксида бериллия (замедлитель нейтронов) забитую оксидом урана, высокообогащённым по урану-235. Двигатель был прямоточным. Рабочее вещество - горячий воздух. Реактор не был окружён со всех сторон защитой - использовалась концепция «теневой защиты», то есть экран предохранял от прямого потока нейтронов только пилота и груз (бомбы).

В летающую лабораторию Ту-95ЛАЛ был переоборудован серийный стратегический бомбардировщик Ту-95М с четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12М мощностью по 15000 л. с. Экипаж и экспериментаторы находились в передней герметической кабине, где также размещался датчик, фиксировавший проникающее излучение. За кабиной был установлен защитный экран из свинцовой 5-см плиты и комбинированных материалов (полиэтилен и церезин) общей толщиной около 20 см. В бомбоотсеке, где в будущем должна была располагаться боевая нагрузка, был установлен второй датчик. За ним, ближе к хвосту самолета, располагался реактор. Третий датчик находился в задней кабине машины. Еще два датчика смонтировали под консолями крыла в несъемных металлических обтекателях. Топливно-энергетические ресурсы РФ  Топливно-энергетические ресурсы региона (около 30% прогнозных запасов топливно-энергетических ресурсов европейской части России) представлены крупнейшими запасами нефти, природного газа (Тимано-Печорская и Баренцево-Карская провинции), угля (Печорский бассейн), горючих сланцев, торфа.

Реактор был окружен мощной защитной оболочкой, состоявшей из свинца и комбинированных материалов, и никакой связи с двигателями самолета не имел - служил только источником излучения. Дистиллированная вода использовалась как замедлитель нейтронов и как теплоноситель. Нагретая вода отдавала тепло в промежуточном теплообменнике, входивший в замкнутый первичный контур циркуляции воды. Через его металлические стенки тепло отводилось в воду вторичного контура, в котором рассеивалось в водо-воздушном радиаторе. Последний продувался в полете потоком воздуха через большой воздухозаборник под фюзеляжем. Реактор немного выходил за обводы фюзеляжа самолета и прикрывался металлическими обтекателями сверху, снизу и по бокам. Поскольку круговая защита реактора считалась достаточно эффективной, в ней были предусмотрены открываемые в полете окна для проведения экспериментов по отраженному излучению. Окна позволяли создавать пучки излучения в различных направлениях. Управление их открытием и закрытием производилось с пульта экспериментаторов в кабине экипажа.

В 1959-1960 эксперименты проводились на наземном стенде, а в 1961-1962 - на летающем самолёте (36 полетов). В испытаниях исследовали закономерности рассеяния нейтронов и гамма- квантов реактора в воздухе, от земли и конструкций самолёта, изучали влияние излучений реактора на бортовую систему радиосвязи при различных режимах функционирования летательного аппарата, проводили медико-биологические исследования комбинированного


На главную