Ядерные реакторы

М.Мясищев начал разработку проекта летающей лаборатории на основе М-50, на которой один атомный двигатель размещался в носовой части фюзеляжа. С целью радикального повышения живучести баз атомных самолетов в случае начала войны было предложено отказаться от использования бетонных взлётно-посадочных полос, а атомный бомбардировщик превратить в сверхзвуковую летающую лодку М-60М. Взлетно-посадочные устройства включали в себя носовую гидролыжу, подфюзеляжные выдвижные подводные крылья и поворотные поплавки боковой устойчивости на концах крыла. Шесть ядерных турбореактивных двигателей располагались в хвостовой части самолета. Реактор размещался в фюзеляже. В качестве теплоносителя использовался жидкий металл: литий или натрий. Закрытый цикл работы реакторной установки позволял сделать кабину экипажа вентилируемой атмосферным воздухом и намного снизить вес защиты. При взлетной массе 170 т масса двигателей с теплообменниками 30 т, защита реактора и кабины экипажа 38 т, полезная нагрузка 25 т. Длина самолета 46 м при размахе крыла 27 м.

Первый полет М-30 планировался на 1966, однако ОКБ-23 Мясищева не успело приступить к рабочему проектированию. Постановлением правительства ОКБ-23 Мясищева привлекли к разработке многоступенчатой баллистической ракеты и работы над атомным самолётом в этом КБ были прекращены.

Компоновка атомного Мясищева Атомная летающая лаборатория на гидросамолета Улучшение качества эл эн средствами силовой преобразовательной техники регулир. эл привода.

Рис.18. Наземный стенд для испытаний реактора (Семипалатинск)

В отличие от коллектива В.М.Мясищева, создававшем сверхзвуковой стратегический самолет, перед ОКБ-156 А.Н.Туполева 28.03.1956 поставили задачу оснастить реактором уже существующую машину (Ту-95), т.е. создать летающую атомную лабораторию (ЛАЛ). Если ОКБ- 23 предлагало поместить экипаж в капсулу со сферической защитой постоянной во всех направлениях толщины, то ОКБ-156 применило защиту переменной толщины. При этом максимальная степень защиты предусматривалась лишь от прямого излучения реактора, т.е. находилась сзади пилотов. А боковое и переднее минимальное экранирование кабины обеспечивало поглощение излучения, отраженного от окружающего воздуха. Для оценки уровня отраженного излучения и ставили летный эксперимент.


На главную