Ядерные реакторы

Все атомные ледоколы типа «Арктика» построены на Адмиралтейской верфи (С.­Петербург), «Вайгач» и «Таймыр» - на верфи Финляндии, а «Севморпуть» - в Керчи. Атомные реакторы и турбогенераторы ледоколов «Арктика» и «Сибирь» были впоследствии модернизированы, поскольку не удовлетворяли современным требованиям безопасности. Сейчас старые ледоколы постепенно выводятся из эксплуатации.

Ледоколы типа «Арктика» проводят через ледовые поля сухогрузы и другие корабли на Северном морском пути. «Вайгач» и «Таймыр» проводят суда по мелководью, обычно по р. Енисей лесовозы от портов Диксон и Игарка, а также сухогрузы с рудой и металлом от порта Дудинка (Норильск). Эти ледоколы используются и как пожарные катера. Атомные ледоколы обеспечили ряд научных экспедиций в Арктическом бассейне. Так, «Арктика» - первый надводный корабль в мире, который смог достичь Северного Полюса (17.08.1977). Начиная с 1989, атомные ледоколы стали применять для туристических целей, в основном для доставки туристов на Северный Полюс. Российские атомные ледоколы изредка перемещали канадские нефтяные платформы.

«Севморпуть», контейнеровоз с ядерной силовой установкой, снабжен прочным корпусом. Он способен передвигаться самостоятельно по сплошному льду толщиной до одного метра. Длина судна 260 метров, водоизмещение 61000 тонн. «Севморпуть» вмещает 74 лихтера, или 1336 контейнера. Корабль в используется для транспортировки лихтеров и контейнеров от Мурманска до городов на северном побережье Сибири. Подходы к большинству Сибирских прибрежных городов очень мелководны, поэтому «Севморпуть» становится на рейде, спускает баржи на воду и их затем буксируют к берегу небольшие суда. Захоронение других материалов В § 8.1 показано, что в ядерной промышленности также образуется большое число разнообразных отходов с низким уровнем радиоактивности. Отходы, состоящие из различного хлама (такого, как резиновые перчатки и остатки тканей, загрязненные следами радиоактивных материалов), обычно захораниваются в неглубоких траншеях и засыпаются слоем земли толщиной не менее метра. Измерения в районах таких захоронений показали, что радиологическая опасность их пренебрежимо мала.

Атомный ректор на ледоколе (КЛТ-40) - ВВЭР, слегка модернизированный вариант первых реакторов для атомных подводных лодок. Главное различие между ледокольными реакторами и реакторами для подводных лодок - их размер. Оболочка реактора атомохода «Ленин» имела 1.5 м высоты и 1 м в диаметре. Активная зона реактора содержит от 241 до 274 топливных сборок. Топливо - обогащенный до 30-40% уран -235, (гражданские ядерные установки используют 3-4% уран -325). ТВС заменяют через три - четыре года нормальной эксплуатации. Для предотвращения кипения, вода в корпусе реактора находится под высоким давлением. Горячая вода (300-400оС) от реактора передает тепло другому замкнутому контуру, где образовавшийся пар в свою очередь передает энергию турбине, вращающей винты. Для каждой из активных зон реактора предусмотрены четыре парогенератора, которые снабжают турбины паром. Третья охлаждающая система использует морскую воду, которая конденсирует и охлаждает пар. Сконденсированная вода вновь нагревается водой в корпусе реактора. Система охлаждения ледокольных реакторов рассчитана на Арктическую морскую воду низкой температуры. Ледоколы «Вайгач» и «Таймыр» оснащены одним реактором. Активная зона реактора имеет 274 ТВС и передает мощность к винтам порядка 50000 л.с. «Сибирь», «Арктика», «Россия», «Советский Союз» и «Урал» все имеют по два атомных реактора (активная зона реактора вмешает 241 ТВС). Мощность, передаваемая на винты, 75000 л.с. (135 МВатт).


На главную