Ядерные реакторы

Несерийные подводные лодки

За всю историю строительства АПЛ было создано 5 экспериментальных кораблей. Это подводные лодки пр.645 (К-27, "Ноябрь" ЖМТ), пр.661 (К-222 (162), "Папа"), пр.685 (К-278, "Комсомолец"), пр.1910 (класса "Юниформ") и пр.1851 (класса "Экс-рей"). Титановая АПЛ пр.661 (К-222) - установила мировой рекорд подводной скорости (44,7 узлов). Затем были построены серийные АПЛ с титановыми прочными корпусами: «Сиерра», «Альфа» и "Комсомолец". Основные преимущества титановых АПЛ заключались в их способности погружаться на глубину, недоступную стальным атомным подводным лодкам, и развивать большую скорость. Подводная лодка "Комсомолец" имела возможность применять оружие (торпеды) на глубине около 1000 метров. Это была самая глубоководная АПЛ в мире, установившая рекорд погружения - 1022 м. Было создано три класса экспериментальных атомных сверхмалых ПЛ - одна пр.10831, одна пр.1851 (класса "Экс-рей"), три пр.1910 (класса "Юниформ"). Все малые АПЛ базируются на Северном флоте и оборудованы одной ядерной установкой типа ВВЭР. Эти АПЛ не несут ядерных боезарядов и используются для исследовательских или разведывательных целей.

Ядерные энергетические установки для АПЛ

В основном на АПЛ установлены модификации атомных установок с реакторами типа ВВЭР. При меньших размерах на ядерных установках АПЛ достигается относительно большая выходная мощность, чем на реакторах АЭС. Обогащение ядерного топлива АЭС по урану-235 не превышает 4%, в то время как уровень обогащения 235U в топливе АПЛ может достигать 90%. Такой высокий уровень обогащения топлива АПЛ позволяет производить его замену гораздо реже, чем это делается на АЭС. Тепловая мощность реакторов российских АПЛ варьируется от 10 МВт на небольших ядерных установках, используемых на АПЛ пр.1910 (класса «Юниформ») до 200 МВт в реакторах, установленных на новой АПЛ пр.885 (класса «Северодвинск»). Тепловая мощность ядерных установок атомного крейсера пр.1144 (класса «Киров») составляет 300 МВт. Парогазовые установки Малая теплоэнергетика

Рис.4 АПЛ, построенные в СССР/России в период с 1958-1995 г.г. (показана интенсивность строительства (дифференциальная кривая) и общее число АПН, введенных в строй к данному году)

Как и АПЛ, ЯЭУ делятся на четыре поколения. Проектирование ЯЭУ третьего поколения осуществлялось с начала 70-х годов. Этот период в развитии ядерной энергетики характеризуется формированием нового подхода к атомным установкам, как к объекту повышенной опасности. Была разработана концепция по созданию систем безопасности, включая системы аварийного расхолаживания и локализации аварии. Эти системы рассчитывались на максимальную проектную аварию, в качестве которой принимался мгновенный разрыв трубопровода теплоносителя на участке максимального диаметра. Была применена блочная схема компоновки, которая обеспечила повышенную безопасность. Схема позволила иметь режим естественной циркуляции по первому контуру на высоких уровнях мощности реактора, что важно для организации теплоносителя с активной зоны при обесточении корабля. ЯЭУ оборудованы системой безбатарейного расхолаживания, которая автоматически вводится в работу при исчезновении электропитания. Импульсная пусковая аппаратура контролирует состояние реактора на любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии. При аварии происходит полное «глушение» реактора, даже при опрокидывании корабля. Блочная компоновка ЯЭУ уменьшила габариты, увеличив при этом ее мощность. Главными проблемами на ЯЭУ третьего поколения с точки зрения


На главную