Ядерные реакторы

Строительство первой серии АПЛ третьего поколения пр.941 (класса "Тайфун") началось в 1977. В состав она вошла в 1981. К 1989 построено 6 АПЛ класса "Тайфун" - самых больших атомных подводных лодок в мире, способных нести 200 ракет с ядерными боеголовками. Идея создания таких мощных атомных подводных лодок заключалась в возможности получения превосходства сил на случай развертывания ядерной войны. На кораблях третьего поколения используется более безопасная и совершенная атомная энергетическая установка, новая система электроники и радиотехнического вооружения, понижается шумность подводных лодок. В 1980 в боевой состав Северного флота входит первая АПЛ пр.949 (класса "Оскар-I"), оснащенная крылатыми ракетами типа "Гранит" для борьбы с авианосными группировками противника. Строительства АПЛ пр.949А (класса "Оскар-II") началось несколькими годами позже. Четыре многоцелевые АПЛ пр.945 (класса "Сиерра") вошли в боевой состав флота в 1984 -1993. Корпус этих АПЛ сделан из титановых сплавов. С 1982 начинается строительство усовершенствованной версии АПЛ класса "Сиерра" - атомных подводных лодок пр.971 (класса «Акула», Рис. 2). Эти лодки самые современные среди АПЛ российского ВМФ, имеющие повышенную скрытность за счет увеличения глубины погружения и снижения уровня шумности. Последние АПЛ этого класса классифицируются как "Акула-II" и в длину превосходят АПЛ класса "Акула-I" на 4 метра. В 2000 продолжалось строительство только двух проектов АПЛ третьего поколения - пр.949 и 971 (классов "Оскар" и "Акула").

Фото 2. Многоцелевая лодка проекта 971. Имеет на вооружении торпеды, ракето-торпеды и крылатые ракеты «Гранат» с дальностью стрельбы 3000 км (для поражения береговых целей), которые запускаются из торпедных аппаратов.

В 1993 началось строительство АПЛ четвертого поколения класса «Северодвинск», пр.885 (моноблочная атомная установка типа КПМ с одним водо-водяным реактором, мощность на валу - 43000 л.с., тепловая мощность - 200 МВатт). Спущена на воду в 1995. Уровень шумности атомной подводной лодки этого класса ниже, чем у АПЛ пр.971 класса «Акула» - самой совершенной на сегодня атомной ПЛ в мире. В настоящее время строится 7 АПЛ класса «Северодвинск». В стадии разработки находится пятое поколение атомных подводных лодок, которые будут в два раза меньше атомных ПЛ класса «Тайфун», но смогут нести 20 баллистических ракет. Парогазовые электростанции Установки, в которых комбинируются циклы паровых и газовых турбин, называются парогазовыми (ПГУ).

1.1.3 Подводные лодки с атомной энергетической установкой с ЖМТ

Рис.3. АПЛ серии «Альфа»

Атомная установка типа БМ-40А (или ОК-550) имеет один реактор с жидко-металлическим теплоносителем (тепловая мощность 155 МВатт). Теплоносителем являлся сплав свинца и висмута (температура кипения 1679°С). Применение жидкого металла в качестве теплоносителя позволяет держать низкое давление в первом контуре, что исключает переопрессовку 1 -го контура, тепловой взрыв ядерного реактора и выброс активности наружу. Новой паропроизводящей установке в режимах пуска и расхолаживания требуется меньше электроэнергии, и поэтому емкости аккумуляторной батареи почти на четверть меньше, чем на атомоходах проекта 627А. На новой лодке впервые устанавлены автономные турбогенераторы, которые повысили надежность и живучесть всей корабельной энергетики в целом. АПЛ пр.645 дала возможность создать серию из
семи скоростных ПЛА проектов 705 и 705К («Альфа»). Эти лодки с титановым корпусом (скорость 41 узел) были полуавтоматами, экипаж в основном состоял из офицерского состава, впервые применялась силовая сеть с частотой 400 Гц, что позволило значительно снизить габариты оборудования при одинаковой энергоемкости.

АПЛ класса "Альфа" (оружие - ракето-торпеды 82-Р (SS-N-15)) считались скоростными. Скорость, которую могли развить эти лодки, позволяла им уходить от торпед, хотя, в то же время, уровень их шумности был довольно высок.


На главную