Ядерные реакторы

Заглубленное размещение реакторного отделения и наземное размещение машинного зала.

Помещение реакторного отделения выполнено в виде цилиндрической оболочки диаметром 20 м и длиной 91 м из стальных тюбингов. Машинный зал - здание каркасного типа из сборных железобетонных или металлических конструкций. Защита при внешних воздействиях обеспечивается также, как и во втором варианте. Для стационарных атомных станций, размещаемых в удаленных районах, определяющим фактором продолжительности и стоимости возведения АЭС являются строительные и монтажные работы. Для их снижения при сооружении предлагается применение комплектно-блочного метода строительства, предусматривающего поставку оборудования и строительных конструкций с заводов-изготовителей на площадку в виде крупных блоков - блок-боксов транспортного габарита и негабаритных суперблоков функционального назначения. Такой метод строительства позволяет сократить, по сравнению с традиционным, на 18-20 % стоимость строительства, 30-50% численность работающих на строительной площадке, 15-40 % сроки строительства. Для обеспечения данного метода строительства оборудование реактора АВБ скомпоновано либо в виде боксов, которые могут быть доставлены на площадку любым, в том числе железнодорожным, видом транспорта (масса наибольшего блока - парогенерирующего агрегата, включающего основное оборудование РУ - реактор с оборудованием и трубопроводами I контура, бак металловодной защиты и др., составляет 200 т), либо в виде единого функционального законченного модуля. Масса модуля 600 т, габариты - длина 13 м, диаметр - 8,5 м. Прочный корпус модуля выполняет функцию защитной оболочки. К месту строительства от завода-изготовителя до строительной площадки модуль может доставляться специальным автомобильным или водным транспортом.

Основой высокой надежности реактора АБВ является использование в его конструкции технических решений, прошедших длительную проверку в условиях эксплуатации большого числа транспортных установок, суммарная наработка которых составляет около 5000 реакторолет. Реактор выполнен по двухконтурной схеме с использованием корпусного реактора интегрального типа со всережимной естественной циркуляцией теплоносителя по I контуру. Интегральное исполнение реактора, использование естественной циркуляции теплоносителя по I контуру позволяет существенно сократить разветвленность I контура, упростить энергоснабжение и управление установкой, уменьшить энергопотребление на собственные нужды. Применение интерметаллидного топлива среднего обогащения позволяет обеспечить длительную компанию (22000 ч) без перегрузки ядерного топлива и возможность работы в режиме следования нагрузке - большие скорости разогрева и расхолаживания, минимальные времена ввода установки в действие и выхода на требуемый уровень мощности, высокую скорость изменения уровня мощности. Эти характеристики имеют большое значение при работе атомной станции в качестве автономного энергоисточника.

Компактные корабельные реакторы малой мощности перспективны как источники энергоснабжения Северных и других отдаленных регионов (Реакторы КЛТ-40, КН-3, Крот, Кедр, Унитерм, Шельф-3). Их преимущество: высокая безопасность (внутренняя самозашищенность, наличие прочного корпуса и защитных оболочек, исключающих недопустимые выбросы при разгерметизации первого контура); наличие систем аварийной пассивной защиты и резервного оборудования; эффективная система контроля и управления; максимальное использование заводской технологии и заводских условий сооружения, что обуславливает высокое качество, значительное сокращение сроков и финансовых затрат; простота и минимальные затраты по снятию с эксплуатации (вплоть до воссоздания «зеленой лужайки»).

Энергетические комплексы для труднодоступных регионов, способны обеспечить население и промышленность электричеством, теплом и пресной водой.


На главную