Ядерные реакторы

Северный морской путь получил своё наибольшее развитие с появлением атомоходов. В этом смысле создаваемая в настоящее время в Северодвинске плавучая АЭС является важнейшим пробным этапом создания ожерелья малых атомных станций на протяжении всего Пути. В настоящее время Российская Федерация для завоза топлива и грузов в северные регионы тратит огромные финансовые средства (более 3 млрд..руб.). Только для завоза 250 тыс. тонн жидкого топлива в арктические районы Республики Саха (Якутия) с учетом многозвенности схемы завоза (железная дорога, река, море, река, автозимник) расходы достигают 1,2 млрд. рублей. Одним из кардинальных и эффективных направлений уменьшения завоза дальнепривозного органического топлива в районы Северного региона России может явиться использование принципиально новых атомных станций малой мощности (АСММ). Их использование: снимает проблему завоза топлива на десятки лет, так как требует замены ядерного топлива только 1 раз в 20 лет; требует малого числа обслуживающего персонала; плавучие малые АЭС облегчают проблему снятия станций с эксплуатации. В Якутии приоритетные места размещения АСММ в зависят от уровня развития промышленности. К первоочередным относятся АСММ в районах разработки редкоземельных металлов (ниобий и др.), золоторудных месторождений (Кючюс, Нежданинское и др.) - пп. Томтор, Усть-Куйга и социальных потребителей п. Батагай. Размещение 2 АТЭЦ общей мощностью 175 МВт может высвободить: 420 тыс. тонн угля и 250 тыс. тонн дальнепривозного жидкого топлива; в транспорте - 69 сухогрузов (грузоподъемностью по 2510 т) и 82 единиц танкеров (1500 т), 160 автоцистерн, 49 крупнотоннажного автотранспорта; 2290 человек обслуживающего персонала в транспорте; значительные капитальные вложения на складские сооружения - угля и жидкого топлива. Целесообразность использования АСММ определяется не только комплексом объективных факторов, включающих экономическую эффективность, социальную, и охрану окружающей природной среды, возможности производства оборудования, финансирования, но и субъективными обстоятельствами, такими как отношение местных и региональных административных органов, общественное мнение и другие.

Для массового индустриального строительства миниэнергетических атомных систем, в том числе в малых поселениях, а также микрорайонах и даже отдельных зданиях больших городов, необходимо создание принципиально новой индустрии мирового уровня - модульной ядерной энергетики. Речь идет о строительстве модульных ядерных мини-АЭС из функциональных унифицированных модульных блоков. Главным возражением против развития у нас в стране малой модульной ядерной энергетики является ее нынешняя экономическая неэффективность. Так, некоторыми высокопоставленными чиновниками неоднократно указывалось, и с полным на то основанием, что цена 1 кВт-часа малой атомной станции «Елена» равна почти доллару. Однако, по расчетам Министерства энергетики США, для станций мощностью в 50 МВт цена кВт-часа уже в настоящее время составляет от 5,4 до 10,7 цента и сопоставима со стоимостью кВт-часа традиционных энергетических установок для Аляски (аналоги наших северных), которые составляют от,9 до 36 центов. Разработанный в Японии малый ядерный реактор Rapid-L предполагается к внедрению в ЖКХ мегаполисов. Конгресс США финансирует одновременно несколько программ по разработке модульных малых ядерных реакторов разных типов для их размещения в различных регионах США к 2010 году. Очевидно, что стоимость модульной ядерной энергетики пока попросту не исследована, но она является как минимум конкурентоспособной. А при правильной организации новой индустрии серийного производства модульных ядерных реакторов окажется допустимой и даже выигрышной для экономики страны.


На главную