Электроэнергетика

Электроэнергетика
Электроэнергетика – базовая отрасль российской экономики
Российская электроэнергетика и ее место в мире
Основные этапы развития отечественной электроэнергетики
Структурная перестройка электроэнергетики России в 1990-е годы
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Техническая база российской электроэнергетики
Электропередача
Оперативно-диспетчерское управление
Примеры рынков электроэнергии
Особенности розничного рынка электроэнергии США
Уроки, вытекающие из обобщения опыта и функционирования рынков электроэнергии
Синхронная зона ЕЭС/ОЭС
Торгово-экономическое сотрудничество российской электроэнергетики
Реформа электроэнергетики в России
Организация реформирования электроэнергетики
Переход к конкурентным рынкам
Организационно-экономическая структура отрасли электроэнергетики
Операционная деятельность
Применение модели товарно-денежных потоков
Основные субъекты рынка электроэнергии
Распределительные сетевые компании
Организации коммерческой инфраструктуры
АО-энерго - энергосистемы изолированных регионов
Задачи реформирования энергосистем Дальнего Востока
Система государственного регулирования в электроэнергетике
Сфера и методы тарифного регулирования в современной электроэнергетике
Стимулирующее регулирование
Система регулируемых тарифов в российской электроэнергетике
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
Недискриминационный доступ к услугам естественных монополий
Антимонопольное регулирование рынка электроэнергии
Методы антимонопольного регулирования
Прогнозирование и проектирование развития электроэнергетики
Системное проектирование электроэнергетики
Система рынков в электроэнергетике
Основы построения оптового и розничных рынков
Узловое ценообразование
Балансирующий рынок
Рынок мощности
Рынок системных услуг
Финансовые права на передачу
Розничный рынок электрической энергии
Особенности оптового рынка в российской электроэнергетике
Особенности российского розничного рынка электроэнергии
Рынки сервисов
Рынок тепловой энергии и его взаимосвязь с рынком электроэнергии
Особенности рынков тепловой энергии в России
Управление надежностью в электроэнергетике
Обеспечение надежности Механизмы управления надежностью
Рынок системных услуг и основные направления повышения надежности
Атомная энергетика
Атомная энергетика занимает важное место в энергетике России.
Экологические проблемы эксплуатации АЭС
Концепция экологической безопасности АЭС
Природоохранные технологии на АЭС
Отработаное ядерное топливо
Демонтаж АЭС по окончании ее нормальной эксплуатации
Геотермальная энергетика
Электромашиностроение и электротехника
Особенности экологических проблем ТЭС и ГЭС, пути их решения
Проблема эмиссии парниковых газов

Особенности российского розничного рынка электроэнергии

В России принята конкурентная модель розничного рынка и она регулируется Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период. Правила содержат положения о порядке заключения и исполнения публичных договоров на розничном рынке и примерный договор поставки электрической энергии для населения.1 Правила устанавливают основы взаимодействия на розничном рынке электроэнергии участников розничного рынка, к которым относятся гарантирующий поставщик, энергосбытовые организаций, производители, сетевые организации и потребители электроэнергии.

До 2011 года должны быть приняты правила целевой модели конкурентного розничного рынка в РФ.

Субъекты розничного рынка электроэнергии

Субъекты розничных рынков:

потребители электрической энергии;

поставщики электрической энергии, в том числе гарантирующие поставщики; энергосбытовые организации; энергоснабжающие организации;

сетевые организации;

субъекты оперативно-диспетчерского управления;

производители электрической энергии.

Из приведенного списка уточнения требуют только субъекты розничного рынка – производители электрической энергии. Это генерирующие компании, не соответствующие критериям оптового рынка, они осуществляют продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Если производитель по своим характеристикам может участвовать в оптовом рынке, то гарантирующий поставщик должен покупать электроэнергию у такого производителя по цене, не превышающей цену на оптовом рынке. По крайней мере, должна быть создана для него такая система стимулов.

Производители электрической энергии, не имеющие возможности участвовать в оптовом рынке, могут заключать прямые договоры с энергосбытовыми компаниями и потребителями, не являющимися участниками оптового рынка. Производитель, осуществляющий продажу электрической энергии непосредственно потребителям электрической энергии или сбытовым компаниям для дальнейшей перепродажи, сам выступает в роли сбытовой компании и должен поэтому соблюдать все установленные для таких случаев требования.

Механизмы функционирования конкурентного рынка электроэнергии

На розничном рынке действует большое количество энергосбытовых компаний, конкурирующих между собой за потребителя. Потребитель, независимо от того, к сетям какой сетевой организации подсоединено его энергопринимающее оборудование, может выбрать любого поставщика (гарантирующего поставщика или одну из энергосбытовых компаний, функционирующих в данном регионе). Взаимоотношения потребителя, сетевой и энергосбытовой компаний регулируются нормативными документами.

Деятельность гарантирующих поставщиков (в части установления сбытовой надбавки гарантирующего поставщика) и сетевых компаний (в части установления тарифов на передачу электрической энергии) регулируется государством.

В конкурентной модели существует отработанная технология перехода потребителей от одной энергосбытовой компании к другой, включающая отлаженные основные процессы: взаимное информирование энергосбытовой компанией, сетевой организацией и гарантирующим поставщиком о переходе потребителя; урегулирование энергосбытовыми компаниями участия в оптовом рынке электроэнергии по новым объемам потребления; согласование способов коммерческого учета при переходе потребителя, отработанная процедура принятия гарантирующим поставщиком потребителей от энергосбытовых компаний.

Инфраструктура конкурентного розничного рынка РФ

Формировать технологическую инфраструктуру розничного рынка в России преимущественно будут территориальные сетевые организации. Они будут осуществлять передачу электрической энергии и урегулировать отношения по предоставлению межсистемных электрических связей с иными сетевыми компаниями, имеющими технологическое присоединение к их электрическим сетям.

К территориальным сетевым организациям относятся те, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии с использованием единой национальной (общероссийской) электрической сети

Однако, потребители, присоединенные к единой национальной (общероссийской) электрической сети, также могут покупать электроэнергию в розничном рынке. И тогда организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ОАО «ФСК») также должна будет выполнять правила функционирования розничных рынков.

Конкуренция энергосбытовых компаний на розничных рынках РФ. Энергосбытовые компании конкурируют между собой и гарантирующим поставщиком за потребителей. Сбытовая надбавка энергосбытовых компаний не регулируется государством, поэтому они могут предлагать более выгодные условия своим потребителям, но для этого им приходится вести рискованную ценовую политику на оптовом рынке электроэнергии. Энергосбытовые компании заключают двухсторонние договоры на оптовом рынке электрической энергии (мощности), подают ценовые заявки на рынок «на сутки вперед» (в отличие от гарантирующего поставщика, который подает ценопринимающие заявки), стремятся максимально снижать собственные издержки, чтобы предложить потребителю цену ниже, чем у остальных. Чтобы быть эффективной, энергосбытовой компании необходимо предлагать потребителю различные тарифные планы; предоставлять конкурентные условия расчетов; использовать биллинговую систему; качественно представлять интересы потребителя в отношениях с сетевыми организациями, системным оператором и другими инфраструктурными организациями.

Сбытовым компаниям необходимо уметь формировать пакет своих потребителей и стимулировать их к потреблению по определенному графику, чтобы экономить на стоимости приобретения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке.

Цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям энергосбытовыми компаниями, свободные, складывающиеся под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.

Конкуренция за статус гарантирующего поставщика в РФ.

Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с даты введения в действие Правил розничного рынка назначены:

неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, которые на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ осуществляют снабжение электрической энергией населения и финансируемых из бюджета потребителей в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;

энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги";

хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (так называемые "острова" – типичный пример – предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Статус гарантирующего поставщика не является вечным.

Один раз в 3 года должен проводиться очередной конкурс на получения статуса гарантирующего поставщика (первый раз конкурсы должны быть проведены в период с 2010 по 2012 года). В этом конкурсе принимают участие энергосбытовые компании, желающие получить статус гарантирующего поставщика и удовлетворяющие следующим условиям:

· наличие обособленных подразделений для обслуживания покупателей электрической энергии (заключения договоров, осуществления расчетов и т.д.);

·  обеспечение информационно-технологического взаимодействия с системным оператором и администратором торговой системы;

·  наличие собственного капитала в размере 5 и более процентов среднемесячной стоимости электрической энергии (мощности), потребляемой на розничном рынке у гарантирующего поставщика, либо наличие договора банковской гарантии или договора страхования предпринимательских рисков на весь срок выполнения функций гарантирующего поставщика с аналогичной суммой покрытия;

·  отсутствие на момент подачи заявки задолженности, размер которой превышает сумму денежных обязательств, установленных для двух периодов платежа условиями соответствующих договоров перед поставщиками электрической энергии на оптовом или розничном рынке, если данная организация уже осуществляет деятельность в качестве энергосбытовой организации.

Основной критерий для определения победителя — заявленная компанией необходимая валовая выручка, применяемая для расчета сбытовой надбавки.

В случае ухудшения финансового состояния действующего гарантирующего поставщика, невыполнения гарантирующим поставщиком принятых на себя обязательств, а также при его добровольном отказе от выполнения функций предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации в следующих случаях:

если в отношении действующего гарантирующего поставщика приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке;

если он заявляет о своей ликвидации;

если в отношении него запущены процедуры банкротства;

а также в случае, если он нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке, либо если финансовые показатели его деятельности нарушают контрольные значения, установленных приложением к Правилам.

Процедура смены гарантирующего поставщика будет публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию (в том числе, в отделениях Сбербанка России и Почты России), а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах энергосбытовых компаний, отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам нужно будет только начать платить новому гарантирующему поставщику.

Ценовая политика гарантирующего поставщика.

 Правилами закреплена система ценообразования на розничном рынке, предусматривающая поставку гарантирующим поставщиком части объемов электроэнергии (мощности) по регулируемой цене, а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен. Это позволит осуществлять либерализацию цен на розничном рынке синхронно с процессом либерализации на оптовом рынке, будет стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии на оптовом рынке и в тоже время защитит потребителей электрической энергии от его неосторожной ценовой политики.

При этом для населения и приравненным к нему категориям (ТСЖ, управляющие организации в многоквартирных жилых домах, садоводческие и гаражные кооперативы) на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам. Доля поставки по регулируемой цене определяется в соответствии с установленными Правительством РФ темпами либерализации.

Формула предельного уровня нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям электрической энергии гарантирующими поставщиками, является прозрачной и состоит из следующих элементов: свободная цена покупки на оптовом рынке, регулируемая сбытовая надбавка (стоимость услуг гарантирующего поставщика), тарифы на услуги сетевых организаций, тарифы на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности.

Свободная цена покупки электроэнергии (мощности) на оптовом рынке рассчитывается ежемесячно и публикуется АТС.

Гарантирующий поставщик вынужден придерживаться консервативной ценовой политики при покупке электроэнергии (мощности) с оптового рынка. Главное для гарантирующего поставщика – гарантия поставки электроэнергии своим потребителям.

При отклонении фактического объема потребления от объема потребления, запланированного на рынке на сутки вперед и гарантирующие поставщики участвуют в балансирующем рынке. Но в предельном уровне нерегулируемых цен включается стоимость отклонений, не превышающих нормативный уровень. Нормативный уровень определяется в соответствии с регламентами оптового рынка и отражает уровень отклонений при условии приемлемой точности планирования с учетом сезонных факторов, структуры потребителей. Энергосбытовые организации, которые не осуществляют поставку электрической энергии населению, вправе поставлять электрическую энергию по свободным договорным ценам. При этом следует учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены – стоимость поставки электрической энергии (мощности) гарантирующим поставщиком.

Таким образом, конечная цена поставки потребителям будет колебаться синхронно с ценой оптового рынка или задаваться условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи). Внутри периода (например, один месяц) конечная цена может быть стабильна, и все отклонения плановой цены от фактической будут учтены в следующем периоде.

Система договоров на конкурентных розничных рынках. Потребитель свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Сетевая организация не вправе отказать потребителю в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем определенного поставщика.

Если потребитель желает, он может заключить договор энергоснабжения, по которому гарантирующий поставщик (сбытовая компания) сами будут регулировать отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

Договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным. Его существенные условия, порядок заключения и исполнения определяются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Потребитель и поставщик не вправе расторгнуть договор купли-продажи, договор поставки электрической энергии до момента надлежащего уведомления сетевой организации о своем намерении расторгнуть договор.

Атомная и традиционная энергетикаю Экологические проблемы