Электроэнергетика

Электроэнергетика
Электроэнергетика – базовая отрасль российской экономики
Российская электроэнергетика и ее место в мире
Основные этапы развития отечественной электроэнергетики
Структурная перестройка электроэнергетики России в 1990-е годы
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Техническая база российской электроэнергетики
Электропередача
Оперативно-диспетчерское управление
Примеры рынков электроэнергии
Особенности розничного рынка электроэнергии США
Уроки, вытекающие из обобщения опыта и функционирования рынков электроэнергии
Синхронная зона ЕЭС/ОЭС
Торгово-экономическое сотрудничество российской электроэнергетики
Реформа электроэнергетики в России
Организация реформирования электроэнергетики
Переход к конкурентным рынкам
Организационно-экономическая структура отрасли электроэнергетики
Операционная деятельность
Применение модели товарно-денежных потоков
Основные субъекты рынка электроэнергии
Распределительные сетевые компании
Организации коммерческой инфраструктуры
АО-энерго - энергосистемы изолированных регионов
Задачи реформирования энергосистем Дальнего Востока
Система государственного регулирования в электроэнергетике
Сфера и методы тарифного регулирования в современной электроэнергетике
Стимулирующее регулирование
Система регулируемых тарифов в российской электроэнергетике
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
Недискриминационный доступ к услугам естественных монополий
Антимонопольное регулирование рынка электроэнергии
Методы антимонопольного регулирования
Прогнозирование и проектирование развития электроэнергетики
Системное проектирование электроэнергетики
Система рынков в электроэнергетике
Основы построения оптового и розничных рынков
Узловое ценообразование
Балансирующий рынок
Рынок мощности
Рынок системных услуг
Финансовые права на передачу
Розничный рынок электрической энергии
Особенности оптового рынка в российской электроэнергетике
Особенности российского розничного рынка электроэнергии
Рынки сервисов
Рынок тепловой энергии и его взаимосвязь с рынком электроэнергии
Особенности рынков тепловой энергии в России
Управление надежностью в электроэнергетике
Обеспечение надежности Механизмы управления надежностью
Рынок системных услуг и основные направления повышения надежности
Атомная энергетика
Атомная энергетика занимает важное место в энергетике России.
Экологические проблемы эксплуатации АЭС
Концепция экологической безопасности АЭС
Природоохранные технологии на АЭС
Отработаное ядерное топливо
Демонтаж АЭС по окончании ее нормальной эксплуатации
Геотермальная энергетика
Электромашиностроение и электротехника
Особенности экологических проблем ТЭС и ГЭС, пути их решения
Проблема эмиссии парниковых газов

Системное проектирование электроэнергетики

Реализация государственной системы прогнозирования в электроэнергетике невозможна без параллельного выполнения работ из состава государственной системы разработки перспективных программ и схем развития электроэнергетики (комплекса прогнозных работ по системному проектированию) к которому относятся:

Программа развития атомной энергетики на 10-15 лет (ФЦП
«Развитие атомного энергопромышленного комплекса России
на период 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.);

Схема развития ОЭС и ЕЭС России;

Схема использования гидроэнергетических ресурсов на 15-20 лет;

Сводная отраслевая инвестиционная программа на 5 лет;

Схема развития ЕНЭС России;

Программа развития электроэнергетики субъекта РФ на 5 лет;

Схема развития региональных распределительных сетей
(по субъектам федерации);

Кадастры площадок для размещения электростанций и сетевых объектов.

Информационный обмен между данными специализированными типами работ обеспечивает согласование экономической оптимизации развития отрасли в увязке с техническими решениями по развитию систем энергоснабжения. Однако заказчиками схем выступают уже не органы государственного управления, а инфраструктурные организации электроэнергетики: ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО ЕЭС» – по «Схеме развития ЕЭС и ОЭС»; ОАО «ФСК ЕЭС» – по «Схеме развития ЕНЭС»; ОАО «Холдинг МРСК» – по схемам развития региональных распределительных сетей. Результаты выполнения схем используются для подготовки технических решений по развитию энергообъектов при формировании инвестиционных программ хозяйствующих субъектов с детальным учетом условий функционирования энергообъектов различного типа в составе энергетических систем и их объединений. При разработке указанных «Схем» важнейшее значение приобретает организация взаимодействия хозяйствующих субъектов с региональными органами власти. Только такое взаимодействие может обеспечить подготовку наиболее достоверной информации о составе потребителей электроэнергии и общих потребностях в электрической и тепловой энергии в регионах на перспективу.

Программа развития атомной энергетики на 10-15 лет
Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России», (далее - Программа развития атомной энергетики) представляет собой долгосрочный индикативный план развития и размещения объектов производственной структуры атомной электроэнергетики (АЭС, АТЭЦ, АСТ).

Программа развития атомной энергетики разрабатывается Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом») 1 раз в 5 лет с возможностью корректировки в течение пятилетнего периода с участием ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», РАО «Энергетические системы Востока», ЗАО «АПБЭ». Программа развития атомной энергетики согласовывается Министерством энергетики России и утверждается Правительством Российской Федерации.

Программа развития атомной энергетики разрабатывается на основании Энергетической стратегии России Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики;

Основные цели разработки Программы развития атомной энергетики заключаются в следующем:

разработка рекомендаций по объемам ввода и территориальному размещению АЭС, АТЭЦ, АСТ, включая достройку энергоблоков высокой степени готовности;

разработка рекомендаций по продлению сроков эксплуатации или вывода из работы действующих энергоблоков атомных электростанций;

разработка рекомендаций по развитию и реконструкции производственных мощностей организаций ядерного топливного цикла;

разработка рекомендаций по развитию мощностей по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами на атомных электростанциях и подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков атомных электростанций;

разработка предложений по переходу к инновационным технологиям развития атомной энергетики;

разработка рекомендаций по организации взаимодействия с федеральными органами власти и администрациями субъектов РФ по закреплению площадок размещения АЭС, АТЭЦ, АСТ;

разработка предложений по структуре источников финансирования развития атомной электроэнергетики, согласованных с прогнозом ценовой и тарифной политики на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, рекомендаций по объемам и направлениям государственной бюджетной поддержки развития отрасли.

Программа развития атомной энергетики (после утверждения Правительством Российской Федерации) является обязательным документом для государственных компаний атомной отрасли при формировании инвестиционных программ, для инфраструктурных (сетевых организаций) в уставных капиталах которых участвует государство в части включения в состав их инвестиционных программ электросетевых объектов предусмотренных для выдачи мощности АЭС и АТЭЦ, а также для администрации субъекта РФ в части оказания содействия в ее реализации и выделения площадок.

Схема развития ОЭС и ЕЭС России на 15-летний период (далее - Схема развития) представляет собой сбалансированный план развития генерирующих мощностей и электросетевых объектов напряжения 220 кВ и выше на 15-летний период, разработанный в разрезе ОЭС в целях обеспечения надежного и эффективного энергоснабжения потребителей.

Схема развития выполняется 1 раз в 3 года и при необходимости проводится ее корректировка. Выполнение Схемы развития скоординировано с выполнением Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики. Данная Схема разрабатывается ОАО «ФСК ЕЭС», как второй этап Генеральной схемы, с участием ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «СО ЕЭС»,
ЗАО «АПБЭ» и утверждается Минэнерго России.

Схема развития разрабатывается на основании материалов работ государственной системы прогнозирования (Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, Программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации) и информации сетевых и инфраструктурных компаний.

При формировании Схемы развития учитываются: существующие и планируемые к строительству, генерирующие объекты, установленная мощность которых составляет 25 МВт и более; существующие и планируемые к строительству линии электропередачи и подстанции, проектный номинальных класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше, а также линии электропередачи 110 кВ и выше, обеспечивающие выдачу мощности существующих и панируемых к строительству электрических станций, установленная мощность которых превышает 25 МВт; сводные данные программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации по развитию электрической сети напряжением ниже 220 кВ.

Схема развития включает в себя:

· анализ отчетных режимов работы энергетических систем;

· анализ состояния действующих энергетических мощностей и возможностей обеспечения спроса на электроэнергию в регионах на базе контрактов на поставку электрической энергии и мощности;

· формирование балансов электрической энергии и мощности по энергосистемам и ОЭС с учетом демонтажа устаревшего оборудования и перспективного импорта/экспорта мощности;

· определение требований к пропускной способности межсистемных связей;

· прогноз режимов работы ЕЭС и ОЭС России;

· анализ достаточности предложенной структуры генерирующих мощностей для обеспечения перспективных режимов работы ЕЭС и ОЭС России и при необходимости корректировка структуры;

· предложения по развитию электрических сетей напряжением 220 кВ и выше (с выделением межсистемных, системообразующих и межгосударственные линии электропередачи), а также электрических сетей напряжением 110 кВ и выше, предназначенные для выдачи мощности новых электростанций, рекомендуемых Генеральной схемой;

· проведение электрических расчетов характерных установившихся режимов работы электрической сети для проверки работоспособности выбранной схемы сети;

· перспективную топологию магистральных сетей (развитие ЕЭС России, межрегиональные и межсистемные связи, магистральные сети изолированных энергосистем);

· разработку рекомендаций по снижению потерь в электрических сетях и сокращения расхода электроэнергии на собственные нужды;

· разработку рекомендаций по вводам компенсирующих устройств по условиям поддержания необходимых уровней напряжения в электрической сети;

· оценку потребности в инвестициях и источниках их финансирования;

· механизмы реализации Схемы развития.

Схема развития является обязательным документом для долгосрочного планирования ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», других государственных компаний транспортной инфраструктуры, а также энергетических компаний с государственным контролем (ОАО «РусГидро», РАО «Энергетические системы Востока»), рекомендательным документом – для частных инвесторов электроэнергетики.

Схема использования гидроэнергетических ресурсов на 15-20 лет (далее - Схема использования гидроресурсов) представляет собой долгосрочный индикативный план развития и размещения объектов производственной структуры гидроэнергетики.

Схема использования гидроресурсов разрабатывается ОАО «РусГидро» 1 раз в 5 лет с возможностью корректировки в течение пятилетнего периода с участием ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ЗАО «АПБЭ», РАО «Энергетические системы Востока». Схема использования гидроресурсов согласовывается Министерством энергетики России и утверждается Правительством Российской Федерации.

Схема использования гидроресурсов разрабатывается на основании Энергетической стратегии России и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.

Основные цели разработки Схемы использования гидроресурсов сосотят в следующим:

· разработка рекомендаций по объемам ввода и территориальному размещению ГЭС и ГАЭС;

· разработка рекомендаций по техническому перевооружению и реконструкции действующих гидроэлектростанций;

· разработка рекомендаций по организации взаимодействия с федеральными органами власти и администрациями субъектов РФ по закреплению площадок размещения ГЭС и ГАЭС;

· разработка предложений по структуре источников финансирования развития гидроэнергетики, согласованных с прогнозом ценовой и тарифной политики на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, рекомендаций по объемам и направлениям государственной бюджетной поддержки развития отрасли.

Схема использования гидроресурсов (после утверждения Правительством Российской Федерации) является обязательным документом для ОАО «РусГидро» при формировании инвестиционных программ; для инфраструктурных (сетевых организаций) в уставных капиталах которых участвует государство, для целей включения в состав их инвестиционных программ электроэнергетических объектов предусмотренных для выдачи мощности ГЭС и ГАЭС, а также для администрации субъекта РФ в части оказания содействия в ее реализации и выделения площадок.

Для частных инвесторов электроэнергетики Схема использования гидроресурсов является рекомендательным документом.

Сводная отраслевая инвестиционная программа на 5 лет объединяет данные и информацию по планируемым к строительству (модернизации и реконструкции) в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах электрическим станциям, установленная мощность которых составляет 25 МВт и выше, линиям электропередачи и подстанциям, проектный номинальный класс напряжения которых равен или превышает 220 кВ и выше, а также линиям электропередачи и подстанциям, проектный номинальный класс напряжения которых равен или превышает 110 кВ, обеспечивающим выдачу мощности электрических станций, установленная мощность которых превышает 25 МВт.

Сводная отраслевая инвестиционная программа формируется Министерством энергетики Российской Федерации на основании предложений сетевых и генерирующих компаний после утверждения Схемы развития. Сводная отраслевая инвестиционная программа разрабатывается на 5 летний период и подлежит ежегодной корректировке.

Сводная отраслевая инвестиционная программа разрабатывается на основании Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, Схемы развития ОЭС и ЕЭС России, инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

Сводная отраслевая инвестиционная программа содержит следующие данные:

· сроки ввода объектов в эксплуатацию;

· основные технические параметры объектов;

· размер бюджетных ассигнований, предусмотренных для осуществления бюджетных инвестиций (при их наличии);

· указание на механизм отбора инвестора для генерирующих мощностей (конкурентный отбор мощности, конкурс инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва, инициатива инвестора);

· размер капитальных вложений, структура финансирования и механизмы привлечения финансирования для инвестиционных проектов субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство.

Сводная отраслевая инвестиционная программа является информационным документом для субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии и иных заинтересованных лиц, а так же основным механизмом мониторинга реализации перспективных планов развития электроэнергетики.

Схема развития ЕНЭС России на 7-летний период (далее - Схема развития ЕНЭС) уточняет развитие электросетевых объектов напряжением 220 кВ и выше на 10-летний период по итогам проведения КОМ (конкурентного отбора мощности), и разрабатывается в разрезе ОЭС. Схема развития ЕНЭС выполняется ежегодно после проведения КОМ. В случае если КОМ не проводится, допускается в данный год не выполнять Схему развития ЕНЭС.

Схема развития ЕНЭС разрабатывается ОАО «ФСК ЕЭС» с участием ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «СО ЕЭС», ЗАО «АПБЭ» и утверждается Минэнерго России.

Схема развития ЕНЭС разрабатывается на основании: Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, Схемы развития ОЭС и ЕЭС России на 15-летний период и Программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Кроме этого используется информация энергетических компаний по динамике генерирующих мощностей, распределительных сетевых компаний (ОАО «Холдинг МРСК») в части потребности в сооружении центров питания для привязки распределительной сети, а также информации о планируемых инвестиционных проектах и прогнозе потребления электроэнергии и мощности крупных потребителей.

Схема развития ЕНЭС включает в себя:

· анализ отчетных режимов работы энергетических систем;

· анализ возможности действующих электрических сетей ЕНЭС обеспечить спрос на электроэнергию в регионах на базе контрактов на поставку электрической энергии и мощности;

· определение требований к пропускной способности межсистемных связей;

· прогноз режимов работы ЕНЭС России;

· предложения по развитию электрических сетей напряжением 220 кВ и выше (с выделением межсистемных, системообразующих и межгосударственные линии электропередачи, а также электрических сетей для выдачи мощности новых электростанций);

· проведение электрических расчетов характерных установившихся режимов работы электрической сети для проверки работоспособности выбранной схемы сети;

· перспективную топологию магистральных сетей (развитие ЕНЭС России, межрегиональные и межсистемные связи, магистральные сети изолированных энергосистем);

· разработку рекомендаций по снижению потерь в электрических сетях ЕНЭС и сокращения расхода электроэнергии на собственные нужды;

· разработку рекомендаций по вводам компенсирующих устройств сети ЕНЭС по условиям поддержания необходимых уровней напряжения в электрической сети;

· оценку потребности в инвестициях и источниках их финансирования.

Схема развития ЕНЭС является обязательным документом для долгосрочного планирования ОАО «ФСК ЕЭС» и рекомендательным документом для частных инвесторов электроэнергетики.

Программа развития электроэнергетики субъекта РФ на 5 лет разрабатывается в случае необходимости уточнения Генеральной схемы по отдельным субъектам РФ. Она содержат стратегические приоритеты и направления развития электроэнергетики на территории субъекта РФ.

Инициатором разработки Программ развития электроэнергетики субъекта РФ выступают Администрации субъектов Российской Федерации. Программа развития электроэнергетики субъекта РФ разрабатывается специализированными проектными организациями с участием инфраструктурных организаций, субъектов электроэнергетики и крупных потребителей на территориях и утверждаются Минэнерго России по согласованию с Минрегионразвития России и Администрациями субъекта РФ.

Программа развития электроэнергетики субъекта РФ содержит:

· анализ существующего состояния электроэнергетики на территории субъекта РФ;

· прогноз потребности в электрической энергии и мощности на территории субъекта РФ;

· предложения по вводам на электростанциях;

· балансы электрической энергии и мощности территориальной энергосистемы;

· прогноз спроса на топливо со стороны предприятий электроэнергетики;

· прогноз развития сетевой инфраструктуры;

· перечень наиболее крупных инвестиционных проектов.

Программа развития электроэнергетики субъекта РФ является обязательным документом для субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, для целей включения в состав их инвестиционных программ энергетических объектов предусмотренных программой, а также для администрации субъекта РФ в части оказания содействия в ее реализации.

Для частных инвесторов электроэнергетики данный документ является рекомендательным документом.

Схема развития региональных распределительных сетей на 10-летний период (далее - Схема распределительных сетей) представляет собой сбалансированный план развития электросетевых объектов РСК напряжения
110 кВ и выше на 10-летний период, состоит из отдельных Схем развития региональных распределительных сетей в разрезе субъектов РФ (РСК) и разрабатывается в целях обеспечения надежного и эффективного энергоснабжения потребителей.

Схема распределительных сетей разрабатывается ОАО «Холдинг МРСК», выполняется 1 раз в 3 года и при необходимости проводится ее корректировка. В отдельных случаях допускается не одновременное выполнение Схемы распределительных сетей по РСК.

Схема распределительных сетей разрабатывается на основании Схемы развития ОЭС и ЕЭС России, Программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, широкого круга информации от субъектов электроэнергетики.

Схема развития включает в себя:

· анализ отчетных режимов работы распределительных сетей;

· анализ возможностей обеспечения спроса на электроэнергию в регионах на базе контрактов на поставку электрической энергии и мощности в части распределительного электросетевого комплекса;

· определение требований к сооружению центров питания для привязки распределительной сети

· предложения по развитию распределительного электросетевого комплекса напряжением 110 кВ и в отдельных случаях ВЛ и ПС 220 кВ и выше сооружаемых по согласованию с ОАО «ФСК ЕЭС»

· предложения по развитию электрических сетей напряжением 110 кВ и выше, предназначенные для выдачи мощности новых электростанций, рекомендуемых Схемой развития;

· проведение электрических расчетов характерных установившихся режимов работы электрической сети для проверки работоспособности выбранной схемы сети;

· перспективную топологию распределительных сетей;

· разработку рекомендаций по снижению потерь в распределительных сетях и сокращения расхода электроэнергии на собственные нужды;

· разработку рекомендаций по вводам компенсирующих устройств по условиям поддержания необходимых уровней напряжения в электрической сети;

· оценку потребности в инвестициях и источниках их финансирования.

Схема распределительных сетей является обязательным документом для долгосрочного планирования ОАО «Холдинг МРСК» и для ОАО «ФСК ЕЭС» в части создания центров питания сети 110 кВ.

Описанная выше система организации прогнозных и проектных работ перспективного характера в электроэнергетике в полной мере учитывает сложившуюся за последние несколько лет в России практику организации выполнения прогнозно-проектных работ, роли и функции участников этого процесса. Вместе с тем, для ее полного запуска предстоит еще большая работа, связанная с разработкой процедур подготовки и согласования стандартизованных технических заданий на выполнение отдельных видов прогнозных работ в соответствии с их целевым назначением, а также с подготовкой и утверждением регламентов и процедур взаимодействия участников при проведении регулярных прогнозных и проектных работ.

Атомная и традиционная энергетикаю Экологические проблемы