Электроэнергетика

Электроэнергетика
Электроэнергетика – базовая отрасль российской экономики
Российская электроэнергетика и ее место в мире
Основные этапы развития отечественной электроэнергетики
Структурная перестройка электроэнергетики России в 1990-е годы
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Техническая база российской электроэнергетики
Электропередача
Оперативно-диспетчерское управление
Примеры рынков электроэнергии
Особенности розничного рынка электроэнергии США
Уроки, вытекающие из обобщения опыта и функционирования рынков электроэнергии
Синхронная зона ЕЭС/ОЭС
Торгово-экономическое сотрудничество российской электроэнергетики
Реформа электроэнергетики в России
Организация реформирования электроэнергетики
Переход к конкурентным рынкам
Организационно-экономическая структура отрасли электроэнергетики
Операционная деятельность
Применение модели товарно-денежных потоков
Основные субъекты рынка электроэнергии
Распределительные сетевые компании
Организации коммерческой инфраструктуры
АО-энерго - энергосистемы изолированных регионов
Задачи реформирования энергосистем Дальнего Востока
Система государственного регулирования в электроэнергетике
Сфера и методы тарифного регулирования в современной электроэнергетике
Стимулирующее регулирование
Система регулируемых тарифов в российской электроэнергетике
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
Недискриминационный доступ к услугам естественных монополий
Антимонопольное регулирование рынка электроэнергии
Методы антимонопольного регулирования
Прогнозирование и проектирование развития электроэнергетики
Системное проектирование электроэнергетики
Система рынков в электроэнергетике
Основы построения оптового и розничных рынков
Узловое ценообразование
Балансирующий рынок
Рынок мощности
Рынок системных услуг
Финансовые права на передачу
Розничный рынок электрической энергии
Особенности оптового рынка в российской электроэнергетике
Особенности российского розничного рынка электроэнергии
Рынки сервисов
Рынок тепловой энергии и его взаимосвязь с рынком электроэнергии
Особенности рынков тепловой энергии в России
Управление надежностью в электроэнергетике
Обеспечение надежности Механизмы управления надежностью
Рынок системных услуг и основные направления повышения надежности
Атомная энергетика
Атомная энергетика занимает важное место в энергетике России.
Экологические проблемы эксплуатации АЭС
Концепция экологической безопасности АЭС
Природоохранные технологии на АЭС
Отработаное ядерное топливо
Демонтаж АЭС по окончании ее нормальной эксплуатации
Геотермальная энергетика
Электромашиностроение и электротехника
Особенности экологических проблем ТЭС и ГЭС, пути их решения
Проблема эмиссии парниковых газов

Прогнозирование и проектирование развития электроэнергетики

Разработка перспектив развития электроэнергетики

Как показано в главе 1, электроэнергетика ещё в ХХ веке стала важнейшей инфраструктурной отраслью, абсолютно необходимой для обеспечения различных сфер жизнедеятельности общества и населения. По сути, современный образ жизни людей (особенно в городах) создан успехами электрификации и потому стал заложником надежности и устойчивости электроснабжения. Недостаточное развитие отрасли в отдельных регионах и в стране в целом немедленно становится тормозом экономического роста. Именно поэтому так важен перспективный взгляд на развитие электроэнергетики, а к методологии и организации разработки перспектив развития электроэнергетики предъявляются особые требования.

Для отрасли характерны высокая концентрация генерирующих мощностей и уникальная централизация энергоснабжения целых зон страны с энергетическими потоками разной мощности (от единиц до миллионов киловатт) по электрическим сетям нескольких уровней напряжения. Это обеспечивает эффективность электроснабжения, но и порождает большую инерционность развития отрасли. В результате очень дорогостоящие решения о строительстве крупных электростанций и линий электропередачи приходится принимать за многие годы до того, как на рынке появится реальный спрос на них, а опоздание грозит большими социально-экономическими издержками. Это фундаментальное противоречие не может быть устранено за счет использования одних только рыночных механизмов, поскольку в условиях современных рынков электроэнергии одних рыночных сигналов недостаточно для стимулирования оптимальных инвестиционных решений. Выход из положения состоит в организации специальных работ по перспективам развития электроэнергетики.

Поскольку заблаговременность начала работ по крупным энергетическим объектам составляет 10-15 лет и ещё необходимо оценить возможность коммерческой окупаемости намечаемых инвестиций, то для обоснования решений необходимо рассматривать перспективу не менее 20-25 лет. После сооружения эти объекты вынуждены будут конкурировать с технологиями следующих поколений. Поэтому отдельной задачей является прогнозирование научно-технического прогресса в электроэнергетике, решение которой требует ещё больших временных горизонтов. Важнейшей исходной предпосылкой при долгосрочном прогнозировании в электроэнергетике также является оценка ресурсов органического топлива.

Понятно, что невозможно однозначно задать на 2 - 3 десятилетия вперед значения всего множества показателей, необходимых для расчета эффективности инвестиционных проектов в электроэнергетике. Полностью преодолеть «проклятие неопределенности» невозможно, но значительно уменьшить обусловленные им риски неправильных решений позволяют два фундаментальных приема системного анализа.

Первый состоит в регулярном обновлении прогнозов и принимаемых на их основе решений с использованием самой свежей информации. Это достигается скользящим прогнозированием развития электроэнергетики с периодическим переходом к новому временному горизонту (от 2020 к 2025 году и т.д.) и уточнением всей информации по предшествующим периодам. Ради экономии усилий более отдаленные периоды времени пересматриваются реже (один – два раза в пять лет), а ближайший отрезок (первые 5 – 7 лет) приходится уточнять ежегодно.

Второй прием состоит в использовании принципа отложенного решения. Это превращает принятие решения из одноразового акта в многоэтапный процесс, организованный по возможности в порядке возрастания стоимости (ответственности) каждого частного решения. Число и содержание этапов зависят от существа принимаемого решения.

Для новых энергетических объектов такие частные решения: финансирование разработки обоснования инвестиций и технико-экономического обоснования (проекта); заключение контрактов с подрядчиками на строительство и поставки оборудования; финансирование сначала первой и затем последующих очередей строительства. Здесь подготовительные (проектные) решения кратно дешевле основных (инвестиционных), но требуют значительного времени. Их целесообразно готовить заблаговременно и в несколько избыточном составе, до последней возможности откладывая более дорогие инвестиционные решения, чтобы использовать как можно более свежую информацию. Такая технология принятия решений позволяет достаточно гибко адаптироваться к меняющимся внешним условиям и снижать риски от неопределенности будущего.

Прогнозируя перспективы развития электроэнергетики, все ее объекты следует рассматривать во всем многообразии производственных, технологических (включая электрические), финансово-экономических и управленческих связей между ними, а также с потребителями электроэнергии и тепла. Это порождает колоссальную сложность проблемы разработки перспектив развития отрасли. Теория системных исследований энергетики преодолевает ее созданием иерархии задач прогнозирования и проектирования развития электроэнергетики, т. е. разделением общей проблемы на посильные задачи разных классов с последующим итеративным согласованием получаемых решений.

Задачи перспективного развития электроэнергетики классифицируются по нескольким признакам:

по заблаговременности выделяются задачи долгосрочного прогнозирования (от 15 до 30 лет), программирования (от 5 до 15 лет) и индикативного планирования (на период до 5 лет);

по территории – на каждом временном этапе задачи дифференцируются по стране, регионам (субъектам РФ) и отдельным территориям – городам, промышленным центрам и сельским районам;

по назначению различаются задачи производственно-экономического прогнозирования развития отрасли, технологического проектирования развития энергетических систем и финансового обеспечения жизнедеятельности хозяйственных субъектов электроэнергетики.

При организации перспективных работ в условиях реформирования электроэнергетики и приватизации ее объектов применительно к конкретным условиям России выявляется ключевая проблема эффективного сочетания интересов государства и частных собственников энергетических объектов. Государство, которое по закону «Об электроэнергетике» и после реформирования останется доминирующим владельцем значительной части энергетических активов, вправе определять перспективы развития отрасли. Оно руководствуется в основном политическими и социально-экономическими мотивациями и критериями. Частный бизнес, которому принадлежит большая часть генерации, инжиниринговых, проектных и сбытовых компаний, работает по критериям коммерческой эффективности. Административное или силовое разрешение потенциально возможных в связи с этим противоречий заведомо непродуктивно. Поэтому для эффективного и устойчивого развития энергетики в рыночных условиях, помимо традиционной оптимизации производственно-технологических связей отрасли на каждом временном этапе требуется вырабатывать конструктивные механизмы согласования интересов государства и бизнеса на уровне страны, регионов и муниципальных образований. Они призваны обеспечить:

·  баланс интересов между социальной политикой государства, важным элементом которой является сдерживание энергетических тарифов, и требованиями получения производителями энергии достаточных для их развития инвестиционных ресурсов;

·  координацию инвестиционных программ хозяйствующих субъектов электроэнергетики, энергетических компаний других отраслей ТЭК (как контролируемых государством газовой отрасли и атомной энергетики, так и частных угольных и нефтяных компаний), производителей энергетического оборудования и строителей, что необходимо для обеспечения надежности энергетического баланса страны;

·  формирование таких финансово-экономических (в том числе и налоговых) условий в электроэнергетике и других отраслях ТЭК, при которых частному бизнесу будет выгодно реализовывать государственные приоритеты энергетической политики и программы развития отрасли.

Таким образом, основная задача прогнозной и проектной деятельности в электроэнергетике состоит в своевременном и достаточно полном информационном обеспечении всех участников и заинтересованных сторон инвестиционного процесса – государства, бизнес-сообщества и населения. Это необходимая функция системы обеспечения эффективного и устойчивого развития электроэнергетики, призванной компенсировать объективную «близорукость» рынка в этой сфере. В целом такая система должна по возможности полно согласовывать цели участников энергетического рынка и их инвестиционные приоритеты (вплоть до конкретных инвестиционных проектов), а также включать механизмы их реализации с участием государства, энергетических компаний, внешних инвесторов и населения, которые имеют собственные критерии оценки принимаемых решений.

В настоящее время в рамках государственного регулирования и развития электроэнергетики можно выделить две находящиеся на этапе завершения формирования системы:

· государственную систему прогнозирования в электроэнергетике;

· государственную систему разработки перспективных программ и схем развития электроэнергетики.

Под Государственной системой прогнозирования в электроэнергетике понимается совокупность регулярно выполняемых работ по прогнозированию спроса и предложения на электрическую энергию и мощность на различную временную перспективу, а также обеспечивающих нормативно-методических, аналитических и научно-технических работ.

Выполнение работ в составе государственной системы прогнозирования в электроэнергетике осуществляется  по заказу государственных органов исполнительной власти в целях:

·  обоснования и информационной поддержки решений федеральных и региональных органов власти по развитию и функционированию электроэнергетики страны и отдельных регионов, механизмов оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности, обеспечивающих надежность и эффективность процессов энергоснабжения и энергопроизводства;

· принятия, координации и мониторинга перспективных инвестиционных программ отрасли в целом, отдельных сфер в электроэнергетике, а также энергетических компаний, деятельность которых контролируется государством;

·  формирования и мониторинга реализации перспективной ценовой и тарифной политики в электроэнергетике;

· согласования решений по развитию и функционированию электроэнергетики с развитием и функционированием смежных секторов топливно-энергетического комплекса и других секторов экономики (видов экономической деятельности) страны.

Прежде всего, в рамках государственной системы прогнозирования осуществляется выбор наиболее предпочтительных вариантов развития электроэнергетики на основе рассмотрения широкого перечня сценариев и вариантов развития отрасли и использования многокритериальных оценок (по критериям надежности, экономичности, экологичности) эффективности развития электроэнергетики.

Основными принципами формирования и функционирования государственной системы прогнозирования в электроэнергетике являются:

· осуществление прогнозирования спроса и предложения электрической энергии в тесной взаимосвязи с прогнозированием социально-экономического развития страны и регионов и исходя из целей и перспектив развития экономики и социальной сферы страны и регионов;

· разработка прогнозов развития электроэнергетики при активном участии инфраструктурных организаций электроэнергетики,  генерирующих, сетевых и сбытовых энергетических компаний, поставщиков топлива и энергетического оборудования и крупных потребителей электроэнергии;

· регулярный характер проводимых прогнозных и аналитических работ, позволяющих поддерживать информационную базу о состоянии и перспективах развития электроэнергетики в актуальном состоянии;

· осуществление прогнозирования развития и функционирования электроэнергетики на различную временную перспективу от 25 лет до 1 года в соответствии с целями и задачами, стоящими перед различными прогнозно-аналитическими документами;

· комплексность проводимых прогнозных и аналитических работ, охватывающих основные сферы деятельности в электроэнергетике: электропотребление и энергосбережение, производственная деятельность, инвестиционная и инновационная деятельность, топливообеспечение, экологическая сфера электроэнергетики, использование возобновляемых источников энергии, экономика, цены и тарифы;

· публичность и открытость основных результатов разрабатываемых в рамках Системы прогнозных и аналитических работ.

Основными задачами государственной системы прогнозирования в электроэнергетике являются:

· анализ существующего состояния и проблем в функционировании и развитии электроэнергетики;

· разработка и мониторинг прогноза спроса на электрическую и тепловую энергию и мощность по стране и регионам в увязке с прогнозами социально-экономического развития страны и регионов и прогнозами экспорта-импорта электроэнергии на различную временную перспективу;

· разработка прогнозов использования мощностей существующих генерирующих источников и потребности во вводах новых генерирующих мощностей;

· обоснование рекомендаций по структуре ввода и размещению генерирующих источников по типам электростанций и видам топлива;

· выявление потребностей электроэнергетики в ресурсах топлива по видам для производства электрической и тепловой энергии;

· прогнозирование цен и тарифов на электроэнергию (мощность) по различным сферам электроэнергетики и отрасли в целом;

· оценка объемов и структуры источников финансирования инвестиций по различным сферам электроэнергетики и отрасли в целом;

· разработка прогноза возможных объемов энергосбережения и эффективности энергосберегающих мероприятий;

· разработка прогноза экологической ситуации в электроэнергетике.

Работы, выполняемые в соответствии с государственной системой прогнозирования спроса (предложения) на электрическую энергию и мощность на оптовом и розничных рынках создают информационную основу для разработки под руководством или при участии федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации программ перспективного развития электроэнергетики на долгосрочную и среднесрочную перспективу, в том числе технологических схем и программ развития Единой энергетической системы России.

Программы и схемы перспективного развития электроэнергетики являются организационно-техническими документами, фиксирующими конкретный перечень решений по развитию электроэнергетики. Их разработка базируется на детальных технико-экономических и режимных расчетах работы ЕЭС, включает конкретно-адресные задания и финансовое обеспечение.

Состав основных документов государственной системы прогнозирования в электроэнергетике:

  · на долгосрочный период (15 и более лет)

Энергетическая стратегия России;

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики;

 · на среднесрочный период (от 3 до 8 лет)

Среднесрочный прогноз развития электроэнергетики; 

 · на краткосрочный период (месяц-год)

Краткосрочный прогноз функционирования электроэнергетики на предстоящий год;

Энерго-топливный баланс на предстоящий осенне-зимний период (ОЗП);

регулярные аналитические работы

Информационно-аналитический доклад о функционировании и развитии электроэнергетики Российской Федерации в отчетном году.

Энергетическая стратегия России (далее - Энергетическая стратегия) является базовым документом стратегического долгосрочного планирования развития топливно-энергетического сектора Российской Федерации, в том числе определяющим цели, задачи и основные направления долгосрочной политики государства в электроэнергетике с учётом складывающейся внутренней и внешней ситуации в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации.

Целями разработки Энергетической стратегии являются:

·  оценка потребностей по стране и крупным регионам в электро- и теплоэнергии на долгосрочную перспективу в увязке с Концепцией долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации;

·  разработка рекомендаций по формированию долгосрочной государственной политики  развития и территориального размещения производственной структуры отрасли по типам генерации и видам топлива;

· разработка рекомендаций по формированию долгосрочной политики топливообеспечения электроэнергетики в увязке с долгосрочными направления развития топливно-энергетического комплекса страны;

· разработка рекомендаций по формированию долгосрочной политики экспорта – импорта электроэнергии;

·  определение основных направлений государственной политики в области энергосбережения, использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии, защиты окружающей среды;

· разработка рекомендаций по развитию рыночных отношений в электроэнергетике, формам и механизмам государственной поддержки развития электроэнергетики и ее отдельных сфер деятельности.

Энергетическая стратегия разрабатывается по поручению Правительства Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет и утверждается Правительством Российской Федерации. Министерство энергетики России осуществляет регулярный мониторинг Энергетической стратегии и представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Энергетической стратегии не реже чем 1 раз в 2 года.

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики (далее - Генеральная схема) представляет собой сбалансированный долгосрочный индикативный план развития и размещения основных объектов производственной структуры электроэнергетики (атомные и гидроэлектростанции мощностью 300 МВт и выше, тепловые электростанции мощностью 500 МВт и выше, электросетевых объектов напряжением 330 кВ и выше).

Целями разработки Генеральной схемы являются:

· разработка долгосрочного прогноза спроса на электрическую и тепловую энергию и мощность, как основы для формирования долгосрочных инвестиционных программ хозяйствующих субъектов электроэнергетики;

· разработка рекомендаций для принятия решений по объемам ввода и территориальному размещению генерирующих источников и объектов магистральных электрических сетей и по формированию долгосрочных инвестиционных программ энергетических компаний, контролируемых государством;

· разработка рекомендаций для хозяйствующих субъектов электроэнергетики по организации взаимодействия с органами власти субъектов РФ по закреплению площадок размещения крупных энергетических объектов (генерирующие источники, объекты магистральных электрических сетей);

 · разработка рекомендаций для принятия решений по объемам топливных ресурсов, подлежащих закреплению для нужд электроэнергетики на долгосрочную перспективу и по возможному заключению долгосрочных контрактов на поставки отдельных видов топлива между энергетическими и топливными компаниями;

· разработка предложений по структуре источников финансирования развития электроэнергетики, согласованных с прогнозом ценовой и тарифной политики на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, рекомендаций по объемам и направлениям государственной бюджетной поддержки развития отрасли;

· разработка предложений по механизмам стимулирования энергосбережения в отдельных отраслях народного хозяйства и развития возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. 

Генеральная схема разрабатывается 1 раз в 5 лет и с возможностью корректировки в течение пятилетнего периода. Генеральная схема утверждается Правительством Российской Федерации.

В составе Генеральной схемы могут выполняться работы по обоснованию отдельных направлений развития электроэнергетики, научно-техническому прогрессу в отрасли, а также нормативно-методические работы по обоснованию критериев и условий надежного и эффективного развития и функционирования электроэнергетики.

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики разрабатывается на основании Энергетической стратегии России; Концепции и Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; информации от энергетических компаний о планируемых действиях с существующими мощностями (объектами) и строительстве новых мощностей и объектов.

Минэнерго России осуществляет постоянный мониторинг реализации  Генеральной схемы с ежегодным представлением доклада о ходе реализации в Правительство РФ. 

Среднесрочный прогноз развития электроэнергетики (далее - Среднесрочный прогноз) разрабатывается ежегодно на предстоящий, как правило, 5-летний период для оценки влияния перспективных условий развития экономики и электроэнергетики страны на текущие инвестиционные и тарифно-балансовые решения, принимаемые федеральными и региональными органами власти и хозяйствующими субъектами отрасли. 

Целями разработки Среднесрочного прогноза являются:

· разработка уточненных параметров развития электроэнергетики на среднеросчный период для учета в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на трехлетний период;

· разработка рекомендаций для принятия решений по формированию срднесрочных и корректировке долгосрочных инвестиционных программ энергетических компаний, контролируемых государством;

  · подготовка предложений по объемам топливных ресурсов по видам для заключения среднесрочных договоров между электроэнергетическими и топливными компаниями;

 · подготовка предложений по исходным условиям в части объемов дефицитов мощности и цен на поставки электроэнергии и мощности для проведения конкурентного отбора поставщиков мощности в зонах свободного перетока мощности и при использовании механизма гарантирования инвестиций;

 · подготовка предложений по оперативной корректировке ценовой и тарифной политики в электроэнергетике и объемам бюджетной поддержки с учетом инвестиционных потребностей отрасли по отдельным направлениям в среднесрочной перспективе. 

Среднесрочный прогноз разрабатывается при активном участии энергетических и топливных компаний, крупных потребителей электроэнергии, а также администраций субъектов Российской Федерации.

Среднесрочный прогноз разрабатывается на основании

· прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на трехлетний период;

· программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

· прогнозной информации от генерирующих, сетевых и сбытовых компаний о производственной и инвестиционной программе на среднесрочный период;

· информации от крупных потребителей о планируемых проектах развитии производства и дополнительном потреблении электрической мощности и энергии.

Среднесрочный прогноз ежегодно утверждается Минэнерго России.

Целями ежегодной разработки краткосрочного прогноза функционирования электроэнергетики на предстоящий год являются:

· подготовка с учетом предложений хозяйствующих субъектов электроэнергетики предложений для Федеральной службы по тарифам по сводному прогнозному балансу производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации для использования при годовом тарифно-балансовом регулировании;

· подготовка необходимой информационной базы для расчета Министерством энергетики Российской Федерации топливных балансов на предстоящий год с ежеквартальной детализацией.

Краткосрочный прогноз разрабатывается на основании:

· среднесрочного прогноза развития электроэнергетики;

· информации от сбытовых компаний о прогнозируемом электропотреблении в регионе на предстоящий год;

· предложений от генерирующих компаний по загрузке и величине потерь на собственные нужды электростанций на предстоящий год;

· прогнозной информации от ОАО «ФСК ЕЭС» о потерях в сетях на предстоящий год

· информации о прогнозируемом экспорте-импорте электроэнергии (мощности) на предстоящий год;

· информации от ОАО «Газпром» и топливных компаний о возможностях поставки топлива для обеспечения потребностей объектов электроэнергетики на предстоящий год.

Краткосрочный прогноз на предстоящий год утверждается Минэнерго России.

Энерго-топливный баланс на предстоящий осенне-зимний период (далее - Энерготопливный баланс) - документ, ежегодно разрабатываемый Минэнерго России с целью своевременного заключения энергетическими компаниями договоров на поставку топлива и формирования в достаточных объемах запасов топлива для надежного прохождения ими электрических и тепловых нагрузок осенне-зимнего периода.

Энерготопливный баланс разрабатывается (корректируется) на основании:

· краткосрочного прогноза функционирования электроэнергетики на предстоящий год; 

· расчетов генерирующих компаний по величине потребности в различных видах топлива;

· оперативной отчетности генерирующих компаний по величине поставок и запасов различных видов топлива.

Прогнозный топливный баланс организаций электроэнергетики на предстоящий осеннее-зимний период (ОЗП) с квартальной детализацией как итоговый документ разработки Энерготопливного баланса утверждается Минэнерго России.

Информационно-аналитический доклад о функционировании и развитии электроэнергетики Российской Федерации в отчетном году (Информационно-аналитический доклад) - ежегодно разрабатывается Министерством энергетики Российской Федерации на основании отчетной информации за прошедший год с целью принятия государственными органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и хозяйствующими субъектами электроэнергетики решений в области производственно-технической, ценовой, инвестиционной и топливной политики.

Система государственного прогнозирования в электроэнергетике и прогнозирования развития всей экономики представлена на рис. 5.7.1.

Рис. 5.7.1. Система государственного прогнозирования электроэнергетики и прогнозирования социально-экономического развития страны

Неотъемлемая часть системы прогнозирования и проектирования развития электроэнергетики — комплекс специальных исследовательских и проектных работ, наиболее важные из которых названы в табл. 5.7.1.

Бóльшая часть исследовательских работ необходима (с разной степенью детализации) для всех трех этапов прогнозной и проектной деятельности. К ним относятся исследования по прогнозированию потребности в электроэнергии и централизованном тепле страны и регионов в увязке с прогнозами развития экономики, обоснованием вариантов размещения энергоемких производств, экспорта и импорта электроэнергии, формированием национальных и региональных прогнозных топливно-энергетических балансов и прогнозированием цен на основные виды топлива для электростанций. Особо отметим работы по прогнозированию технических, экономических и экологических показателей новых технологий производства и передачи электроэнергии, создающих основу для экономической оценки и отбора инвестиционных решений.

Таблица 5.7.1.

Основные обеспечивающие и дополнительные работы по развитию электроэнергетики

№ п/п

Наименование

Использование в прогнозных документах

Энергетическая стратегия

Генеральная схема

Среднесрочный прогноз

1. Обеспечивающие исследовательские работы

 

 

 

1.1

Обоснование экспорта и импорта электроэнергии и мощности

+

+

+

1.2

Обоснование объемов резервов мощности

+

+

+

1.3

Разработка технико-экономических и экологических показателей новых технологий производства и передачи электроэнергии и тепла

+

+

 

1.4

Обоснование параметров, единичной мощности агрегатов и электростанций, требований к маневренности нового оборудования

+

+

 

1.5

Обоснование использования действующих электростанций и сетей

 

+

+

1.6

Прогнозные топливно-энергетические балансы страны и регионов

+

+

+

1.7

Прогнозы цен по видам топлива и основным поставщикам

+

+

+

1.8

Обоснование экологических нормативов в энергетике

 

+

 

1.9

Оценка параметров энергетического и электротехнического оборудования

+

+

 

2. Работы государственной системы разработки перспективных программ и схем развития электроэнергетики.

 

 

 

2.1

Кадастры площадок для размещения электростанций и сетевых объектов

+

+

 

2.2

Схема использования гидроэнергетических ресурсов

+

+

 

2.3

Программа развития атомной энергетики

+

+

 

2.4

Схема развития ОЭС и ЕЭС России на 15 лет

 

+

+

2.5

Схема развития ЕНЭС России на 5 лет

 

 

+

2.6.

Схема развития электроэнергетики субъекта РФ на 5 лет

+

+

+

2.7.

Схемы развития распределительных сетей энергосистем

 

 

+

2.8.

Сводная отраслевая инвестиционная программа на 5 лет

 

 

+


Результаты работ по перспективам развития электроэнергетики имеют неодинаковый статус для разных участников рынка. Для государственных органов и контролируемых государством энергетических компаний они обязательны к выполнению — в той части и мере, которые зависят от действий этих организаций. В отличие от этого, для частных компаний и инвесторов результаты прогнозных работ являются не более чем информационным материалом, способным уменьшить риски их инвестиционных решений, но отнюдь не обязательным к выполнению. Более того, эти участники рынка будут разрабатывать или заказывать собственные (обычно конфиденциальные) прогнозы развития своих компаний, электроэнергетики в районах их деятельности или страны в целом и учитывать их данные в своей деятельности. Такое многообразие представлений о будущем электроэнергетики способствует усилению конкуренции и может повысить эффективность развития отрасли.

Атомная и традиционная энергетикаю Экологические проблемы