Электроэнергетика

Электроэнергетика
Электроэнергетика – базовая отрасль российской экономики
Российская электроэнергетика и ее место в мире
Основные этапы развития отечественной электроэнергетики
Структурная перестройка электроэнергетики России в 1990-е годы
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Техническая база российской электроэнергетики
Электропередача
Оперативно-диспетчерское управление
Примеры рынков электроэнергии
Особенности розничного рынка электроэнергии США
Уроки, вытекающие из обобщения опыта и функционирования рынков электроэнергии
Синхронная зона ЕЭС/ОЭС
Торгово-экономическое сотрудничество российской электроэнергетики
Реформа электроэнергетики в России
Организация реформирования электроэнергетики
Переход к конкурентным рынкам
Организационно-экономическая структура отрасли электроэнергетики
Операционная деятельность
Применение модели товарно-денежных потоков
Основные субъекты рынка электроэнергии
Распределительные сетевые компании
Организации коммерческой инфраструктуры
АО-энерго - энергосистемы изолированных регионов
Задачи реформирования энергосистем Дальнего Востока
Система государственного регулирования в электроэнергетике
Сфера и методы тарифного регулирования в современной электроэнергетике
Стимулирующее регулирование
Система регулируемых тарифов в российской электроэнергетике
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
Недискриминационный доступ к услугам естественных монополий
Антимонопольное регулирование рынка электроэнергии
Методы антимонопольного регулирования
Прогнозирование и проектирование развития электроэнергетики
Системное проектирование электроэнергетики
Система рынков в электроэнергетике
Основы построения оптового и розничных рынков
Узловое ценообразование
Балансирующий рынок
Рынок мощности
Рынок системных услуг
Финансовые права на передачу
Розничный рынок электрической энергии
Особенности оптового рынка в российской электроэнергетике
Особенности российского розничного рынка электроэнергии
Рынки сервисов
Рынок тепловой энергии и его взаимосвязь с рынком электроэнергии
Особенности рынков тепловой энергии в России
Управление надежностью в электроэнергетике
Обеспечение надежности Механизмы управления надежностью
Рынок системных услуг и основные направления повышения надежности
Атомная энергетика
Атомная энергетика занимает важное место в энергетике России.
Экологические проблемы эксплуатации АЭС
Концепция экологической безопасности АЭС
Природоохранные технологии на АЭС
Отработаное ядерное топливо
Демонтаж АЭС по окончании ее нормальной эксплуатации
Геотермальная энергетика
Электромашиностроение и электротехника
Особенности экологических проблем ТЭС и ГЭС, пути их решения
Проблема эмиссии парниковых газов

Методы антимонопольного регулирования

Методы антимонопольного регулирования могут быть превентивными или осуществляться постфактум.

Цель превентивного регулирования энергорынка — недопущение самого факта злоупотребления. Основные инструменты превентивного регулирования — определение соответствующих правил рынка; надзор за композицией возникающих в результате реструктуризации отрасли субъектов рынка; жесткий контроль за слияниями и поглощениями, возможность для модификации заявок участников, не удовлетворяющих критериям, установленным правилами рынка. Здесь очень важна способность быстро реагировать на возникающие злоупотребления с помощью соответствующих изменений правил рынка.

Цель регулирования постфактум — выявление фактов злоупотреблений и наказание виновных. Этой сфере регулирования зачастую уделяется больше внимания, так как ее реализация проще, чем в случае с превентивным регулированием. Результаты злоупотреблений, в первую очередь ценовые всплески, видимы. Однако регулирование постфактум сопряжено с рядом сложностей.

Энергорынки, основанные на маржинальном ценообразовании, такие как рынок «на сутки вперед» и балансирующий рынок в Российской Федерации (см. главу 6), отличаются от обычных товарных рынков, где взаимодействие конкретной пары покупатель-продавец практически не влияет на остальных участников. В рынке, основанном на маржинальном ценообразовании, злоупотребление рыночной силой влияет на всех участников. Завышение рыночной цены вследствие злоупотребления рыночной силой хотя бы в одном узле, хотя бы на один час приносит дополнительный доход всем продавцам электроэнергии, прошедшим конкурентный отбор. Соответственно, применение штрафных санкций к поставщику, признанному злоупотребившим, не может компенсировать убытки всех потребителей, понесенные ими из-за завышения цены, а штрафные санкции не могут лишить остальных поставщиков полученного ими дополнительного дохода. Это создает стимулы для возникновения сговора между поставщиками (они по очереди будут «злоупотреблять» и нести наказание, тогда как остальные будут иметь необоснованные доходы). В силу этого, на энергорынке целесообразно уделять внимание и превентивному контролю.

Превентивный контроль

Одним из методов превентивного контроля рынков может быть ограничение заявок поставщиков или наложение условий о подаче только ценопринимающих заявок. Ограничение цен в заявках может производиться с использованием максимальных ценовых уровней, соответствующих экономически обоснованным расходам на производство электрической энергии (мощности). В правилах антимонопольного регулирования или в правилах оптового рынка должны быть указаны способы определения указанных уровней. Введение указанной меры может осуществляться, например, по результатам рассмотрения дела о злоупотреблении таким участником своим положением на рынке (доминирующим или исключительным), либо применяться к участникам, занимающим исключительное положение на оптовом рынке или являющимся системными генераторами. В течение периода, на который введена данная мера, заявки участника подлежат проверке коммерческой инфраструктурой на предмет непревышения определенного ограничивающего уровня и, при необходимости, корректировке.

Антимонопольное регулирование постфактум

Указанный метод построен на анализе сложившейся на рынке ситуации, и заключается в выявлении злоупотреблений и вынесении соответствующих мер пресечения к «виновному» участнику. В результате такого анализа может быть доказано: злоупотребление участником доминирующем и/или исключительным положением, манипулирование ценами,  выявления возможного сговора между участниками.

В результате рассмотрения таких случаев антимонопольный орган принимает решения и выдает обязательные для исполнения предписания. Во-первых, к «виновному» участнику могут быть применены меры с целью пресечения возможностей для дальнейших злоупотреблений в виде условий об ограничении заявок и т.д., во-вторых, в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно привлечение участника к административной ответственности. В-третьих, уже правилами рынка могут быть заданы условия, определяющие особенности расчетов за электроэнергию и мощность для таких участников. На оптовом рынке электроэнергии и мощности России действует правило, о том, что плата за мощность для участника, в отношении которого установлен факт манипулирования ценами, будет снижена (возможно, за несколько периодов) на величину возмещения убытков другим участникам рынка, связанных с «всплеском» цены на электрическую энергию на оптовом рынке.

Регулирование рынков топлива

Особенность модели рынка электрической энергии в России — формирование ценовых заявок поставщиков исходя из их предельных переменных издержек на производство электрической энергии. Основная составляющая предельных переменных издержек — топливная. Этот фактор важен и является точкой особого внимания для регулирующих органов, так как сформированная не на конкурентных принципах цена на топливо может привести к формированию завышенных цен на рынке электрической энергии на значительные ее объемы для многих потребителей.

Для электроэнергетики можно выделить несколько рынков первичных энергоресурсов с принципиально различной ситуацией:

Рынок газа. Газовая отрасль России исторически являлась высокомонополизированной, что обусловлено сложившимися «ограничениями на вход» — на доступ к газотранспортной инфраструктуре и распределение концессий на месторождения газа. Газотранспортная инфраструктура не находится в частной собственности и остается под контролем государства. Несмотря на эти факты с конца девяностых годов начался процесс появления независимых поставщиков газа и уже явно прослеживается тенденция увеличения ими объемов поставки газа. К 2007 г. он достиг примерно 14 % общего объема добычи газа в России, причем достигнутый объем поставок позволил начать эксперимент с альтернативным регулированию принципом ценообразования на газ.

В ноябре 2006 г. на базе ООО «Межрегионгаз» создана электронная торговая площадка для проведения сделок купли-продажи газа по свободным ценам, в отношении которых гарантировано обеспечение транспортировки по газотранспортной системе ОАО «Газпром». Эта площадка работает по принципу двойного встречного аукциона. Торги проводятся 4 раза в месяц с обязательствами по поставке газа на 10 дней и один раз в месяц с обязательствами на месяц.

С 2007 года изменился и принцип установления регулируемых тарифов на газ. Правительством принято решение о необходимости постепенно привести внутренние цены на газ в России к экспортным, рыночным. Постановлением Правительства № 333 от 28 мая 2007 г. установлены темпы повышения для внутренних потребителей цен на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами.

Несмотря на названные меры по отходу от тарифного регулирования, в газовой отрасли России пока не созданы системные предпосылки для её либерализации и переходу к рыночным принципам ценообразования. Остается актуальным и вопрос о создании недикриминационного доступа к газотранспортной инфраструктуре, что также должно стать объектом внимания государственного регулирующего органа.

Рынок энергетических углей. Использование угля в качестве топлива на электростанциях в отличие от других видов топлива — газа и мазута – связано со следующими особенностями: состав энергетических углей различных месторождений сильно отличается, и для достижения высокой эффективности и даже самой возможности их сжигания необходимо оборудование различной конструкции; нередко электростанция может сжигать только определенный вид энергетических углей с определенного месторождения. В этой связи для многих электрических станций рынок энергетических углей является монопольным: у каждой станции есть только один поставщик. При этом в секторе производства и продажи энергетических углей функционирует рынок со свободным, нерегулируемым ценообразованием. Соответственно основная функция регулирующих органом в этом секторе – антимонопольное регулирование, недопущение использования, злоупотребления монопольным положением поставщиков угля.

Рынок мазута. Этот рынок для электростанций наиболее близок к классическому конкурентному. На станциях в основном сжигается мазут марки М-100, удовлетворяющий условиям ГОСТ 10585—99 «Топливо нефтяное. Мазут». Основная инфраструктура для производства мазута М-100 создана в советское время и в настоящее время принадлежит различным независимым компаниям, конкурирующим между собой. На этом рынке в большинстве случаев отсутствует необходимость жесткого антимонопольного контроля.

Атомная и традиционная энергетикаю Экологические проблемы