Электроэнергетика

Электроэнергетика
Электроэнергетика – базовая отрасль российской экономики
Российская электроэнергетика и ее место в мире
Основные этапы развития отечественной электроэнергетики
Структурная перестройка электроэнергетики России в 1990-е годы
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Техническая база российской электроэнергетики
Электропередача
Оперативно-диспетчерское управление
Примеры рынков электроэнергии
Особенности розничного рынка электроэнергии США
Уроки, вытекающие из обобщения опыта и функционирования рынков электроэнергии
Синхронная зона ЕЭС/ОЭС
Торгово-экономическое сотрудничество российской электроэнергетики
Реформа электроэнергетики в России
Организация реформирования электроэнергетики
Переход к конкурентным рынкам
Организационно-экономическая структура отрасли электроэнергетики
Операционная деятельность
Применение модели товарно-денежных потоков
Основные субъекты рынка электроэнергии
Распределительные сетевые компании
Организации коммерческой инфраструктуры
АО-энерго - энергосистемы изолированных регионов
Задачи реформирования энергосистем Дальнего Востока
Система государственного регулирования в электроэнергетике
Сфера и методы тарифного регулирования в современной электроэнергетике
Стимулирующее регулирование
Система регулируемых тарифов в российской электроэнергетике
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
Недискриминационный доступ к услугам естественных монополий
Антимонопольное регулирование рынка электроэнергии
Методы антимонопольного регулирования
Прогнозирование и проектирование развития электроэнергетики
Системное проектирование электроэнергетики
Система рынков в электроэнергетике
Основы построения оптового и розничных рынков
Узловое ценообразование
Балансирующий рынок
Рынок мощности
Рынок системных услуг
Финансовые права на передачу
Розничный рынок электрической энергии
Особенности оптового рынка в российской электроэнергетике
Особенности российского розничного рынка электроэнергии
Рынки сервисов
Рынок тепловой энергии и его взаимосвязь с рынком электроэнергии
Особенности рынков тепловой энергии в России
Управление надежностью в электроэнергетике
Обеспечение надежности Механизмы управления надежностью
Рынок системных услуг и основные направления повышения надежности
Атомная энергетика
Атомная энергетика занимает важное место в энергетике России.
Экологические проблемы эксплуатации АЭС
Концепция экологической безопасности АЭС
Природоохранные технологии на АЭС
Отработаное ядерное топливо
Демонтаж АЭС по окончании ее нормальной эксплуатации
Геотермальная энергетика
Электромашиностроение и электротехника
Особенности экологических проблем ТЭС и ГЭС, пути их решения
Проблема эмиссии парниковых газов

Недискриминационный доступ к услугам естественных монополий

Помимо тарифного регулирования существенную роль в регулировании монопольных видов деятельности играют механизмы создания и контроля государством недискриминационного доступа субъектов отрасли, потребителей электрической энергии к услугам естественных монополий.

В естественно-монопольных видах деятельности, к которым относятся оказание услуг по передаче электрической энергии, оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, а также причисляется оказание услуг коммерческой инфраструктурой оптового рынка, основными видами нарушений могут быть: злоупотребление доминирующим положением, необоснованный отказ от заключения договора оказания услуг при наличии технической возможности, создание препятствий доступу к услугам, создание дискриминационных или благоприятных условий для деятельности отдельных субъектов оптового и розничных рынков.

В России контроль за соблюдением требований недискриминационного доступом к указанным услугам осуществляется ФАС РФ.

Основными способами государственного регулирования в части недискриминационного доступа к услугам естественных монополий являются:

 Стандартизация, упрощение и публичность процедуры присоединения к электрическим сетям потребителей и производителей электроэнергии, а также определения платы за такое присоединение;

 Придание услугам, оказываемым естественными монополиями, статуса публичных услуг. Соответственно, существенные условия, основные обязательства сетевой организации и потребителя услуг договора на оказание таких услуг определяются государством. Публичные договоры являются обязательным для заключения со стороны сетевой организации по обращению потребителя услуг;

Законодательное закрепление запрета на отказ сетевых организаций в присоединении к электрическим сетям потребителей и производителей электроэнергии;

Типологизация, стандартизация договоров на оказание услуг естественных монополий;

Создание прозрачной и понятной системы досудебного урегулирования споров между организациями естественных монополий и их потребителями;

Определение государством стандартов раскрытия информации естественными монополиями об условиях оказания ими услуг и результатах работы.

В российской электроэнергетике действует целый ряд нормативных документов, закрепляющих указанные выше нормы, основной из которых –утвержденные Правительством РФ правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. При этом реализация содержащихся в нормативных документах требований находится в начальном состоянии. Многое ещё предстоит сделать, в том числе внедрение стандартных, публичных договоров, расширение и улучшение перечня раскрываемой организациями – естественными монополиями информации, и пр. 

5.4. Регулирование конкурентных видов деятельности в электроэнергетике.

В условиях функционирования конкурентной электроэнергетики сокращается сфера тарифного регулирования — из нее исключаются конкурентные виды деятельности. Акцент в работе регулирующих органов смещается с контроля издержек и прибыли производителей электроэнергии в сторону контроля за эффективным функционированием оптового и розничного рынков электроэнергии и сопряженных рынков, установления таких правил их работы, которые обеспечивают формирование адекватных ценовых сигналов всем участникам рынка – производителям и потребителям.

Основные задачи рыночного регулирования:

· установление правил работы и анализ результатов функционирования конкурентного рынка электроэнергии и сопряженных рынков (включая рынок мощности, рынок дополнительных системных услуг), выявление факторов, препятствующих нормальному функционированию рынка на основе регулярного мониторинга и анализа его работы;

·  выявление «узких мест» в технологической инфраструктуре конкурентных рынков, препятствующих их эффективному функционированию, принятие необходимых регулятивных решений по их устранению;

· текущее и перспективное прогнозирование условий функционирования рынка;

·  осуществление антимонопольного регулирования, разработка необходимых регулятивных мер по ограничению рыночной силы участников рынка.

Основными методами экономического государственного регулирования конкурентных видов деятельности является создание нормативно-правовой базы рыночных отношений в соответствующих секторах и антимонопольное регулирование участников соответствующего рынка.

В странах с либерализованной моделью функционирования электроэнергетики существуют различные системы принятия и изменения правил конкурентных рынков. В некоторых странах энергорынки функционируют по правилам, принятым регулирующим органом на основании законодательного акта. В других юрисдикциях эти правила, или регламенты, представляют собой соглашение между участниками рынка. Однако в большинстве стран, в том числе и в России, есть и то и другое – законодательное закрепление основ, принципов функционирования конкурентных рынков и более детальные положения, регламенты их функционирования, принимаемые сообществом самих участников (саморегулируемыми организациями).

По российскому законодательству основные принципы функционирования рынка утверждаются Правительством РФ. При этом детальные правила, регламенты функционирования оптового рынка принимаются саморегулируемой организацией Совет рынка, членами которой должны быть все участники рынка. При этом уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти обладает правом вето на принятые Советом рынка регламенты, а также обязан осуществлять контроль за исполнением правил оптового рынка всеми участниками и инфраструктурными организациями.

Атомная и традиционная энергетикаю Экологические проблемы