Электроэнергетика

Электроэнергетика
Электроэнергетика – базовая отрасль российской экономики
Российская электроэнергетика и ее место в мире
Основные этапы развития отечественной электроэнергетики
Структурная перестройка электроэнергетики России в 1990-е годы
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Техническая база российской электроэнергетики
Электропередача
Оперативно-диспетчерское управление
Примеры рынков электроэнергии
Особенности розничного рынка электроэнергии США
Уроки, вытекающие из обобщения опыта и функционирования рынков электроэнергии
Синхронная зона ЕЭС/ОЭС
Торгово-экономическое сотрудничество российской электроэнергетики
Реформа электроэнергетики в России
Организация реформирования электроэнергетики
Переход к конкурентным рынкам
Организационно-экономическая структура отрасли электроэнергетики
Операционная деятельность
Применение модели товарно-денежных потоков
Основные субъекты рынка электроэнергии
Распределительные сетевые компании
Организации коммерческой инфраструктуры
АО-энерго - энергосистемы изолированных регионов
Задачи реформирования энергосистем Дальнего Востока
Система государственного регулирования в электроэнергетике
Сфера и методы тарифного регулирования в современной электроэнергетике
Стимулирующее регулирование
Система регулируемых тарифов в российской электроэнергетике
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
Недискриминационный доступ к услугам естественных монополий
Антимонопольное регулирование рынка электроэнергии
Методы антимонопольного регулирования
Прогнозирование и проектирование развития электроэнергетики
Системное проектирование электроэнергетики
Система рынков в электроэнергетике
Основы построения оптового и розничных рынков
Узловое ценообразование
Балансирующий рынок
Рынок мощности
Рынок системных услуг
Финансовые права на передачу
Розничный рынок электрической энергии
Особенности оптового рынка в российской электроэнергетике
Особенности российского розничного рынка электроэнергии
Рынки сервисов
Рынок тепловой энергии и его взаимосвязь с рынком электроэнергии
Особенности рынков тепловой энергии в России
Управление надежностью в электроэнергетике
Обеспечение надежности Механизмы управления надежностью
Рынок системных услуг и основные направления повышения надежности
Атомная энергетика
Атомная энергетика занимает важное место в энергетике России.
Экологические проблемы эксплуатации АЭС
Концепция экологической безопасности АЭС
Природоохранные технологии на АЭС
Отработаное ядерное топливо
Демонтаж АЭС по окончании ее нормальной эксплуатации
Геотермальная энергетика
Электромашиностроение и электротехника
Особенности экологических проблем ТЭС и ГЭС, пути их решения
Проблема эмиссии парниковых газов

Сфера и методы тарифного регулирования в современной электроэнергетике

Основные функции регулирующих органов при конкурентной модели отрасли:

·  стимулирование инвестиций, разработка и реализация регулятивной политики в области надежности электроэнергетики в текущий период и на перспективу;

·  регулирование тарифов и цен (с изменениями, рассмотренными ниже);

·  содействие развитию рынка электроэнергии и сопряженных рынков, мониторинг их функционирования;

·  поддержка конкуренции, в том числе посредством антимонопольного регулирования;

·  контроль за деятельностью естественных монополий, включая обеспечение недискриминационного доступа к их инфраструктуре и услугам, а также контроль за качеством этих услуг;

·  лицензирование деятельности отдельных субъектов отрасли.

Сфера тарифного регулирования в электроэнергетике с конкурентными отношениями и рыночным ценообразованием значительного сокращается, так как в конкурентных секторах отрасли, основные из которых - производство и сбыт электроэнергии (мощности), тарифное регулирование замещается рыночным ценообразованием. Однако даже в конкурентной электроэнергетике сохраняются монопольные виды деятельности (большинство из которых носит естественно монопольный характер) и, соответственно, сохраняется их тарифное регулирование. 

Объектами тарифного (ценового) регулирования в конкурентной электроэнергетике являются:

· услуги инфраструктурных организаций электроэнергетики, предоставляемые в условиях естественной монополии (сетевые компании всех уровней);

·  услуги компаний, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление и администрирующих работу рынка электроэнергии;

·  товары и услуги, производимые в условиях ограниченной или отсутствующей конкуренции, (например, дополнительные системные услуги, оказываемые генерирующими компаниями в неконкурентных условиях, поставки электроэнергии, осуществляемые в условиях ограниченной конкуренции системными генераторами; услуги гарантирующих поставщиков электроэнергии и др.).

Основными задачами тарифного (ценового) регулирования являются:

· обеспечение баланса экономических интересов потребителей и поставщиков;

·  устранение препятствий для развития конкуренции на рынках электроэнергии (мощности);

·  стимулирование экономической эффективности и энергосбережения;

·  обеспечение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности электроэнергетики.

Существующие методы тарифного регулирования можно отнести к двум укрупненным группам:

·  методы регулирования на основе экономически обоснованных затрат регулируемой организации. Другие его названия: регулирование стоимости обслуживания (cost-of-service regulation — COSR), метод «затраты плюс» (cost-plus regulation); метод регулирования необходимой валовой выручки (revenue requirement method); метод регулирования нормы прибыли (rate-of-return regulation); метод регулирования возврата на капитал (revenue assets base – RAB);

· методы стимулирующего регулирования (incentive regulation).

В мировой практике также известны комбинированные методы регулирования, при использовании которых компания в целом регулируется с использованием метода экономически обоснованных затрат, а отдельные элементы ее затрат — с использованием методов стимулирующего регулирования (например, стимулирование эффективного использования топлива, стимулирование сокращения капитальных затрат, «развязывание» для целей регулирования объемов продаж и величины получаемой прибыли регулируемой организации с целью стимулирования реализации программ энергосбережения у потребителей и др.).

В разных странах существуют разнообразные варианты практического применения методов регулирования, относящиеся к этим группам. Ниже рассмотрены их принципиальные особенности.

Регулирование на основе экономически обоснованных затрат

При регулировании на основе экономически обоснованных затрат уполномоченный государственный орган определяет потребность регулируемой компании в получении необходимой валовой выручки, включая как эксплуатационные затраты, так определенную величину прибыли. Утверждаемая после этого система тарифов определяет, каким образом регулируемая валовая выручка будет получена от отдельных категорий потребителей. При этом важно исключить ценовую дискриминацию отдельных потребителей и перекрестное тарифное субсидирование.

Принципиальная схема и составные элементы процесса регулирования тарифов на основе экономически обоснованных затрат представлены на рис. 5.2.1.

Рис. 5.2.1. Принципиальная схема регулирования тарифов на основе экономически обоснованных затрат (Прим. Для редакторов: В данной таблице в строке «Общие затраты ТС» изменить текст «Общие затраты (ТС и ТЕ и разрешенная прибыль), далее. Взять в скобки все обозначения как то «ОЕ», AD и т.п.)

Утверждая тарифы, регулирующий орган устанавливает такую структуру тарифов, чтобы валовая выручка компании TR, получаемая от потребителей электроэнергии (или каких-либо регулируемых услуг), была равна сумме оцениваемой им величине общих разрешенных затрат и прибыли данной компании (TR=TC+TE).

Важнейшая задача регулирующего органа при определении величины разрешенных эксплуатационных затрат OE — не допустить включение в тарифы затрат, не связанных с обслуживанием потребителей, и, вместе с тем, предусмотреть достаточный уровень расходов для обеспечения надежного функционирования компании.

Утверждаемая регулирующим органом величина общей разрешенной прибыли компании TE фактически отражает оценку стоимости обслуживания капитала, инвестированного в регулируемую компанию. В основу её расчета, как видно на схеме 5.2.1, берется оценка тарифной базы компании RB, которая умножается на «справедливую» норму прибыли ROR:

TE = RB•ROR.

Тарифная база RB — это устанавливаемая регулирующим органом стоимость материальных и нематериальных активов компании (за вычетом накопленного износа), используемых для обслуживания потребителей. Оценка RB включает в себя следующие этапы:

• из стоимости имущества компании исключается невоспроизводимое (например, земля) имущество, а также имущество, которое не используется для обслуживания потребителей;

·  определяется стоимость материального имущества (по элементам) и стоимость нематериального имущества (например, прав обладания франшизой, репутации, бренда и др.), используемых для обслуживания потребителей;

· полученная величина уменьшается на обоснованный размер накопленной амортизации.

Оценка тарифной базы RB — ключевой и наиболее конфликтный этап регулирования. Именно на этом этапе проявляется то, что метод экономически обоснованных затрат стимулирует регулируемые компании завышать оценку стоимости имущества.

Не менее важный этап — установление «справедливой» нормы прибыли ROR. Под ROR понимают отношение общей прибыли к оценке стоимости капитала компании, выраженной в процентах от этой стоимости. При определении ROR регулирующие органы часто используют подход, называемый «метод стоимости капитала», когда в качестве ROR берется фактически средневзвешенная (по источникам формирования капитала компании) стоимость обслуживания отдельных частей этого капитала (процентов по облигациям, дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям).

В заключение рассчитывается величина необходимой валовой выручки регулируемой компании TR:

TR = TC = RB•ROR + OE + AD + TX

и устанавливается средний тариф на услуги компании:

Средний тариф = TR/Прогнозируемый объем поставки.

Достоинства и недостатки данного метода регулирования можно сформулировать следующим образом.

Достоинства:

·  снижение финансовых рисков регулируемых компаний;

·  минимизация стоимости капитала для регулируемой компании;

·  исключение ситуаций получения регулируемой компанией чрезмерной прибыли.

Недостатки:

·  отсутствие стимулов у регулируемой компании к минимизации стоимости своих услуг и повышению эффективности деятельности;

·  заинтересованность регулируемой компании в чрезмерном увеличении своей тарифной базы, т.е. в избыточных инвестициях в свои капитальные активы, поскольку норма прибыли часто превышает стоимость привлекаемого компанией капитала (эффект Аверха—Джонсона);

·  отсутствие у регулируемой компании стимулов к повышению качества своих услуг. Компания в большей мере ориентирована на требования регулирующего органа, а не потребителей;

· перекладывание значительной доли инвестиционных рисков с регулируемой компании на ее потребителей.

Атомная и традиционная энергетикаю Экологические проблемы