Электроэнергетика

Электроэнергетика
Электроэнергетика – базовая отрасль российской экономики
Российская электроэнергетика и ее место в мире
Основные этапы развития отечественной электроэнергетики
Структурная перестройка электроэнергетики России в 1990-е годы
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Техническая база российской электроэнергетики
Электропередача
Оперативно-диспетчерское управление
Примеры рынков электроэнергии
Особенности розничного рынка электроэнергии США
Уроки, вытекающие из обобщения опыта и функционирования рынков электроэнергии
Синхронная зона ЕЭС/ОЭС
Торгово-экономическое сотрудничество российской электроэнергетики
Реформа электроэнергетики в России
Организация реформирования электроэнергетики
Переход к конкурентным рынкам
Организационно-экономическая структура отрасли электроэнергетики
Операционная деятельность
Применение модели товарно-денежных потоков
Основные субъекты рынка электроэнергии
Распределительные сетевые компании
Организации коммерческой инфраструктуры
АО-энерго - энергосистемы изолированных регионов
Задачи реформирования энергосистем Дальнего Востока
Система государственного регулирования в электроэнергетике
Сфера и методы тарифного регулирования в современной электроэнергетике
Стимулирующее регулирование
Система регулируемых тарифов в российской электроэнергетике
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
Недискриминационный доступ к услугам естественных монополий
Антимонопольное регулирование рынка электроэнергии
Методы антимонопольного регулирования
Прогнозирование и проектирование развития электроэнергетики
Системное проектирование электроэнергетики
Система рынков в электроэнергетике
Основы построения оптового и розничных рынков
Узловое ценообразование
Балансирующий рынок
Рынок мощности
Рынок системных услуг
Финансовые права на передачу
Розничный рынок электрической энергии
Особенности оптового рынка в российской электроэнергетике
Особенности российского розничного рынка электроэнергии
Рынки сервисов
Рынок тепловой энергии и его взаимосвязь с рынком электроэнергии
Особенности рынков тепловой энергии в России
Управление надежностью в электроэнергетике
Обеспечение надежности Механизмы управления надежностью
Рынок системных услуг и основные направления повышения надежности
Атомная энергетика
Атомная энергетика занимает важное место в энергетике России.
Экологические проблемы эксплуатации АЭС
Концепция экологической безопасности АЭС
Природоохранные технологии на АЭС
Отработаное ядерное топливо
Демонтаж АЭС по окончании ее нормальной эксплуатации
Геотермальная энергетика
Электромашиностроение и электротехника
Особенности экологических проблем ТЭС и ГЭС, пути их решения
Проблема эмиссии парниковых газов

Система государственного регулирования в электроэнергетике

Функции и органы государственного регулирования

В самом общем виде под «государственным регулированием» понимают определение государством основных условий функционирования предприятий и организаций, а также механизмов контроля исполнения заданных государством условий. Государство использует прямые и косвенные механизмы регулирования. К первым относятся: установление прямых ограничений и заданий по отдельным видам деятельности, выделение бюджетных средств для решения конкретных задач и другие; ко вторым – тарифное и техническое регулирование, система налогообложения, и др.

К сфере государственного регулирования могут относиться: регулирование экономических, технологических и экологических аспектов деятельности компаний; вопросы социально-трудовых отношений и охраны труда. В настоящем разделе основное внимание уделено экономическому регулированию, определяющему базовые условия функционирования электроэнергетических компаний и, в конечном итоге, их финансовые возможности для выполнения других регулятивных требований.

В рамках экономического регулирования электроэнергетики обеспечивается энергетическая безопасность страны, определяется эффективный уровень тарифов на товары (услуги), производимые электроэнергетическими компаниями, подлежащими регулированию, устанавливаются минимально допустимые стандарты качества обслуживания потребителей, осуществляется контроль за соблюдением принятых тарифных решений и стандартов качества, регулируются вход и выход из бизнеса отдельных компаний, обеспечивается недискриминационный доступ к услугам инфраструктурных организаций.

Реструктуризация электроэнергетики и переход к конкурентному рынку электроэнергии (гл. 3,4) требуют изменения подходов к государственному регулированию, но не ведут к полному отказу от регулирования. Остается неизменной и основная цель государственного регулирования — обеспечение надежного электроснабжения потребителей с минимально возможными затратами. Однако изменяются сфера (что регулируется), применяемые методы (как регулируется), а также функции регулирующих органов.

Система государственного регулирования российской электроэнергетики относительно молода. Она начала формироваться в 90-е годы прошлого века в ходе структурных изменений в электроэнергетике страны и рыночных реформ, начавшихся в 1992 г. Законодательством РФ определен состав функций государственного регулирования электроэнергетики и их распределение между отдельными органами государственной власти.

Правительство Российской Федерации утверждает правила оптового и розничных рынков энергии и мощности и основные положения функционирования этих рынков, примерные договоры, регулирующие отношения между субъектами рынков, правила заключения и исполнения этих договоров, основы и правила государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, определяет границы ценовых зон оптового рынка, устанавливает правила ведения обязательного раздельного учета по видам деятельности в электроэнергетике.

Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в отношении электроэнергетики, а также в области технического регулирования и стандартизации; осуществляет правоприменительные функции в области производства и использования топливно-энергетических ресурсов, координацию деятельности организаций по разработке прогнозов развития электро- и теплоэнергетики, энергетики, основанной на использовании возобновляемых источников энергии, подготовку предложений по разработке инвестиционных проектов в области электроэнергетики, текущих и перспективных балансов по отдельным видам энергоресурсов и топливно-энергетическим ресурсам в целом и мер по их реализации, разработку предложений по энергосбережению и обеспечению безопасности при функционировании и развитии топливно-энергетического комплекса.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии организует экспертизы и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, проведение испытаний и поверки средств измерений, осуществляет доведение информации о ходе разработке и утверждении технических регламентов и стандартов, сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушений требований технических регламентов, утверждение национальных стандартов, учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности.

Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере тарифов субъектов естественных монополий в электроэнергетике, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) акционерных обществ в электроэнергетике, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении акций (долей) акционерных обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, разграничение государственной собственности на собственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальную собственность, учет федерального имущества и защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации.

Федеральная служба по тарифам осуществляет правовое регулирование (установление и контроль применения) в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и сопутствующие им услуги на оптовом и розничном рынке.

 Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на оптовом и розничных рынках электроэнергии и законодательства об естественных монополиях.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет принятие нормативно- правовых актов по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, гидротехнических сооружений на объектах энергетики, а также лицензирование по продаже электроэнергии гражданам и другие специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за деятельности гарантирующих поставщиков, установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии в рамках предельных уровней, заданных федеральным исполнительным органом, тарифов (цен) на теплоэнергию для котельных и, в рамках предельных уровней, заданных федеральным исполнительным органом при комбинированной выработки электро- и теплоэнергии, согласование использования водных ресурсов гидростанций, размещение объектов электроэнергетике на территории соответствующих субъектов РФ, контроль за применением регулируемых цен (тарифов) на электро- и теплоэнергию.

Атомная и традиционная энергетикаю Экологические проблемы