Электроэнергетика

Лекции
Геометрия
Задачи
Решения

АО-энерго - энергосистемы изолированных регионов

Единая энергетическая система СССР развивалась в направлении технологического объединения энергосистем различных регионов путем их включения в параллельную работу. Ряд региональных энергосистем в силу своего территориального положения и экономической специфики регионов сохранили свою технологическую изолированность. На современном этапе развития электроэнергетики к числу изолированных относятся энергосистемы, не имеющие технологического соединения с ЕЭС России. В их число входят:

электроэнергетическая система Камчатской области;

электроэнергетическая система Магаданской области;

западный район электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) (Мирнинский и Ленский районы, Сунтарский, Нюрбинский, Вилюйский и Верхневилюйский улусы (районы));

центральный район электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) (Горный, Хангаласский, Мегино-Кангаласский, Амгинский, Чурапчинский, Усть-Алданский, Таттинский, Томпонский и Намский улусы (районы), г. Якутск);

электроэнергетическая система Сахалинской области;

электроэнергетическая система Чукотского автономного округа;

электроэнергетическая система Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Субъект оперативно-диспетчерского управления технологически изолированной энергосистемы организует и осуществляет оперативно-диспетчерское управление самостоятельно, без участия системного оператора.

Участие перечисленных энергосистем в оптовом рынке электроэнергии в среднесрочной перспективе невозможно. Они являются монополистами на собственных рынках и не могут после разделения по видам деятельности быть включены в конкурентные отношения на тех же основаниях, что и энергосистемы, включенные в параллельную работу ЕЭС России.

В соответствии с законом «Об электроэнергетике» в отношении отдельных сфер электроэнергетики, функционирование которых происходит в постоянных условиях отсутствия конкуренции в силу технологических причин (территориальной замкнутости, наличия одного или нескольких неконкурирующих источников энергии), применяется государственное регулирование. Кроме того, в энергосистемах изолированных регионов возможно совмещение одним юридическим лицом всех видов деятельности в электроэнергетике.

Организационно-экономическая структура энергетики Дальнего Востока

Особенности функционирования Объединенной энергосистемы (ОЭС) Востока

ОЭС Востока функционирует в южной части Дальнего Востока, объединяя энергосистемы Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и юга Республики Саха (Якутия). На этой территории до 2007 г. действовали десять энергосистем.

Основу электроэнергетики ОЭС Востока составляют тепловые электростанции. При этом, в структуре установленной мощности электростанций региона все большую роль играют гидроэлектростанции, входящие в состав ОАО «ГидроОГК».

В Магаданской, Сахалинской областях, Камчатском крае, и Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе функционируют изолированные энергосистемы, организационно и экономически объединенные в соответствующие АО-энерго.

ОЭС Востока имеет связь с ОЭС Сибири. Перетоки между ОЭС Сибири и ОЭС Востока серьезно ограничены возможностями существующих сетей, что предопределило выделение неценовой зоны рынка электроэнергии и мощности в территориальных границах Дальневосточного федерального округа (ДФО) (см. гл. 5).

Помимо электростанций, работающих в составе ЕЭС России, в зону ОЭС Востока по территориально-административному признаку входят энергоизолированные районы в Приморском, Хабаровском краях и Амурской области, обеспечиваемые электроэнергией и теплом за счет дизельных станций и котельных на жидком и твердом топливе.

Установленная мощность электростанций ОЭС Востока и структура генерирующих мощностей в 1998 г. и по состоянию на 01.01.2007 г. отражены на рис. 4.3.2. Представленные данные показывают, что за этот период произошло существенное изменение структуры генерирующих мощностей ОЭС Востока с ростом доли ГЭС с 19 до 29 %, что связано с вводом в эксплуатацию четырех гидроагрегатов Бурейской ГЭС в период 2003—2006 гг. В 2007 г. было введено еще два агрегата на Бурейской ГЭС, что привело к росту доли маневренных энергомощностей (ГЭС) в ОЭС Востока до 35 %.

Рис. 4.3.2. Установленная мощность электростанций ОЭС Востока в 1998 и на 01.01.2007 г.

Для ОЭС Востока принята структура отрасли и модель отношений между субъектами, названная в Главе 3.2.2. как Модель Единого Закупщика. Такой выбор обусловлен отсутствием возможности создания конкуренции между поставщиками электроэнергии в силу их малочисленности и наличием существенных системных ограничений в том числе по их взаимозаменяемости.

При этом созданная структура отрасли позволяет перейти к конкурентным отношениям после развертывания строительства новых генерирующих мощностей новыми поставщиками и устранения системных ограничений. До устранения препятствий к созданию конкурентного рынка на территории Дальнего Востока в границах ОЭС Востока применяется государственное регулирование в отношении всех видов деятельности в энергетике. В то же время выполнен ряд преобразований, направленных на создание механизмов оптимизации функционирования оптового рынка Дальнего Востока, в том числе:

 · все генерирующие станции энергосистем Дальнего Востока (включая генерацию Южного энергоузла ОАО «Якутскэнерго») выведены на оптовый рынок электроэнергии и мощности. При этом ФСТ РФ устанавливаются тарифы на электроэнергию электростанций, вошедших в состав ОАО «ГидроОГК» (Зейская, Бурейская ГЭС), и тарифы для электростанций, вошедших в состав ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (ОАО «ДГК»);

  · введены механизмы экономической диспетчеризации на оптовом рынке;

 · создан Единый закупщик на территории ОЭС Дальнего Востока (Единая сбытовая компания Дальнего Востока) — ОАО «Дальневосточная энергетическая компания»;

 · введен механизм долгосрочного ценообразования.

 После вывода генерирующих мощностей на ОРЭМ ФСТ России были установлены тарифы на производство электрической энергии для каждой генерирующей компании (ОАО «ГидроОГК» и ОАО «ДГК») на основе затратного принципа. Далее ежегодно цена на производство электроэнергии определяется по формуле цены, учитывающей рост цен на факторы производства для станций (принцип «инфляция — минус»). Такой механизм ценообразования позволяет долгосрочно планировать объем поступлений и вкладывать средства в повышение эффективности производства, так как выручка зависит не от объема затрат (как в системе «затраты +»), а рассчитывается по формуле. Генерирующая компания, привлекая средства на проведение мероприятий по сокращению издержек, снижает себестоимость выработки электроэнергии, что позволит всю разницу между установленным тарифом и себестоимостью в последующие годы использовать на выплату по привлеченным средствам и в прибыль. Таким образом, привлекаются «длинные» и «дешевые» деньги, т.к. они будут гарантированы контрактами на поставку электроэнергии с понятной ценой, которая не зависит от политической ситуации.

«Формула цены» позволяет также заключать долгосрочные контракты на поставку топлива, что значительно повышает устойчивость компании (хеджируются риски повышения цен на топливо).

Тариф на покупку на ОРЭМ для Единого закупщика (Единой сбытовой компании) формируется исходя из планового баланса мощности на следующий год, утверждаемого ФСТ России.

Режим загрузки станций на Дальнем Востоке имеет серьезную специфику. Системный оператор на основании утвержденных тарифов, системных ограничений по перетокам, тепловой загрузки станций, соображений надежности и т.п. производит экономическую диспетчеризацию, исходя из характеристик относительного прироста стоимости, заявляемых участниками — генерирующими компаниями.

Регулирование отношений на розничном рынке строитися на основании того, что для каждого региона Дальнего Востока ФСТ России устанавливает предельные тарифы для потребителей по группам при взаимодействии с главами субъектов РФ. При этом учитываются социально-экономическое положение региона, геополитические и другие факторы.

По состоянию на 2008 год розничные тарифы в регионах Дальнего Востока установлены на уровне, не обеспечивающим покрытие всех издержек, связанных с производством, передачей и распределением электроэнергии. Тарифы розничных потребителей субсидируются из федерального бюджета. Предполагается, что практика субсидирования тарифов сохранится еще несколько лет, хотя уровень субсидирования будет постепенно сокращаться. Региональные тарифные органы устанавливают конечные тарифы для потребителей с учетом объема средств, выделяемого на из бюджета на субсидирование тарифов.

Математика