Электроэнергетика

Организации коммерческой инфраструктуры

Основной управляющей организацией оптового рынка структурой является некоммерческое партнерство «Совет рынка», созданное в 2008 году. Его участниками, в соответствии с законодательством являются все участники оптового рынка, а также основные инфраструктурные организации. Спецификой Совета рынка является структура его Наблюдательного Совета, в котором 8 членов – представители государства, по 4 представителя поставщиков и потребителей, а 4 члена – представители инфраструктурных организаций (Системный оператор, ФСК, Администратор торговой системы и, собственно, Совет рынка).

Основными функциями Совета рынка являются:

· формирование правил и процедур работы на оптовом рынке;

· контроль за соблюдением правил инфраструктурными организациями и участниками;

· формирование требований по коммерческому учету;

· урегулирование споров между участниками рынка.

Администратор торговой системы (ОАО «АТС») является 100% дочерней организацией Совета рынка и предоставляет субъектам оптового рынка услуги по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ), обеспечивая, с учетом особенностей функционирования оптового рынка электроэнергии переходного периода расчет взаимных обязательств, заключение и исполнение сделок.

30 июля 2004 г. с целью разделения рисков по организации торговли и организации клиринга НП «АТС» принято решение о создании закрытого акционерного общества «Центр финансовых расчетов» (ЗАО «ЦФР»). Владельцем 100 % акций ЗАО «ЦФР» является ОАО «АТС». На оптовом рынке электроэнергии ЗАО «ЦФР» оказывает комплексную услугу, связанную с организацией договорных отношений на ОРЭ и проведением финансовых расчетов между его участниками.

Энергосбытовые организации

Правовой статус энергосбытовых компаний определен в Федеральном законе «Об электроэнергетике». Их основная функция — продажа электрической энергии ее потребителям на розничном рынке. Продажа электрической энергии конечным потребителям осуществляется на основании договоров купли- продажи электроэнергии или энергоснабжения.

Помимо участия в розничном рынке электрической энергии, сбытовые компании являются участниками оптового рынка электрической энергии (мощности). Статус субъектов оптового рынка — участников обращения электрической энергии в оптовом рынке получают энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в целях последующей ее реализации на розничных рынках и количественные показатели в заявках на приобретение электрической энергии которых превышают минимально допустимые значения, устанавливаемые основными положениями функционирования оптового рынка. На деятельность энергосбытовых компании как на участников оптового рынка распространяются все его правила.

Все энергосбытовые компании делятся на гарантирующих поставщиков и конкурентные сбытовые компании.

Деятельность конкурентных энергосбытовых компаний на розничном рынке осуществляется в системе свободных договорных отношений, где организации свободны в выборе контрагента. Всем участникам обеспечиваются равные условия.

На оптовом рынке энергосбытовые компании могут приобретать электроэнергию от своего имени, а могут выступать в качестве агента. Они могут заключать договора от имени и в интересах потребителя электрической энергии, в целях его присоединения к системе оптового рынка и участия в обороте электрической энергии непосредственно.

В отличие от конкурентной сбытовой деятельности деятельность гарантирующего поставщика относится к сфере регулируемого бизнеса. Статус гарантирующего поставщика определен в ФЗ «Об электроэнергетике». Основная цель создания института гарантирующих поставщиков — развитие системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией. Одним из специальных условий осуществления деятельности гарантирующим поставщиком является обязанность обслуживать каждого потребителя, который к нему обратится. На это указывает публичный характер договоров, заключаемых гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии.

Правительством РФ определяются границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков. При формировании цены на поставляемую ими электрическую энергию осуществляется государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. На гарантирующих поставщиков не распространяется запрет на совмещение сбытовой деятельности с деятельностью по распределению электрической энергии, в отличие от конкурентной сбытовой деятельности.

Основным направлением реформирования электроэнергетики Российской Федерации является демонополизация и развитие конкуренции в сфере сбыта электрической энергии. Создание гарантирующих поставщиков осуществлялось в процессе реорганизации АО-энерго (гл. 3). По мере становления рынка статус гарантирующего поставщика может быть присвоен любой сбытовой компании на конкурсной основе.

Смотрите http://city01.ru самоспасатели при пожаре. Атомная и традиционная энергетикаю Экологические проблемы