Электроэнергетика

Электроэнергетика
Электроэнергетика – базовая отрасль российской экономики
Российская электроэнергетика и ее место в мире
Основные этапы развития отечественной электроэнергетики
Структурная перестройка электроэнергетики России в 1990-е годы
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Реформирование электроэнергетики в 1998—2008 гг.
Техническая база российской электроэнергетики
Электропередача
Оперативно-диспетчерское управление
Примеры рынков электроэнергии
Особенности розничного рынка электроэнергии США
Уроки, вытекающие из обобщения опыта и функционирования рынков электроэнергии
Синхронная зона ЕЭС/ОЭС
Торгово-экономическое сотрудничество российской электроэнергетики
Реформа электроэнергетики в России
Организация реформирования электроэнергетики
Переход к конкурентным рынкам
Организационно-экономическая структура отрасли электроэнергетики
Операционная деятельность
Применение модели товарно-денежных потоков
Основные субъекты рынка электроэнергии
Распределительные сетевые компании
Организации коммерческой инфраструктуры
АО-энерго - энергосистемы изолированных регионов
Задачи реформирования энергосистем Дальнего Востока
Система государственного регулирования в электроэнергетике
Сфера и методы тарифного регулирования в современной электроэнергетике
Стимулирующее регулирование
Система регулируемых тарифов в российской электроэнергетике
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии
Недискриминационный доступ к услугам естественных монополий
Антимонопольное регулирование рынка электроэнергии
Методы антимонопольного регулирования
Прогнозирование и проектирование развития электроэнергетики
Системное проектирование электроэнергетики
Система рынков в электроэнергетике
Основы построения оптового и розничных рынков
Узловое ценообразование
Балансирующий рынок
Рынок мощности
Рынок системных услуг
Финансовые права на передачу
Розничный рынок электрической энергии
Особенности оптового рынка в российской электроэнергетике
Особенности российского розничного рынка электроэнергии
Рынки сервисов
Рынок тепловой энергии и его взаимосвязь с рынком электроэнергии
Особенности рынков тепловой энергии в России
Управление надежностью в электроэнергетике
Обеспечение надежности Механизмы управления надежностью
Рынок системных услуг и основные направления повышения надежности
Атомная энергетика
Атомная энергетика занимает важное место в энергетике России.
Экологические проблемы эксплуатации АЭС
Концепция экологической безопасности АЭС
Природоохранные технологии на АЭС
Отработаное ядерное топливо
Демонтаж АЭС по окончании ее нормальной эксплуатации
Геотермальная энергетика
Электромашиностроение и электротехника
Особенности экологических проблем ТЭС и ГЭС, пути их решения
Проблема эмиссии парниковых газов

Основные субъекты рынка электроэнергии

Как уже упоминалось в 2.2, энергетической системой (включающей в себя, в том числе электроэнергетическую систему) признается совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической и тепловой энергии при общем управлении этим режимом.

Единство процесса производства и передачи электроэнергии, предполагает некое технологиическое единство, которое обеспечивается наличием общегосударственной электрической сети, т.е. соединенных между собой основных линий электропередачи, и единой системы оперативно-диспетчерского управления.

В Главе 3 уже были перечислены основные субъекты отрасли, образовавшиеся в результате реформирования отрасли. Однако подробно определение субъектов электроэнергетики, их роль, а также организационные и экономические основы их деятельности раскрываются в настоящей Главе.

Поставщики электрической энергии

Поставщики электрической энергии - юридические лица, имеющие на праве собственности или ином законном основании генерирующее оборудование, с использованием которого производится электрическая энергия, поставляемая потребителям электрической энергии в рамках оптового или розничного рынка электрической энергии.

Наиболее крупными поставщиками электрической энергии являются (по состоянию на начало 2008 г.):

· открытое акционерное общество "Концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОАО "Концерн Энергоатом"), которое принадлежит государственной корпорации «Росатом»;

· гидрогенерирующая компания, контрольный пакет акций которой принадлежит государству (Русгидро);

· 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК);

· 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК);

· ОАО «ИнтерРАО»;

· 4 генерирующие компании, созданные на базе электростанций бывших ОАО «Башэнерго», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Новосибирскэнерго», ОАО «Татэнерго».

ОГК сформированы (см. гл.3) на основе следующих принципов:

объединение по способу выработки электроэнергии и масштабу — на базе наиболее крупных тепловых конденсационных электростанций, то есть электростанций которые не производят или практически не производят тепловой энергии;

минимизация возможностей для монопольных злоупотреблений за счет включения в их состав конкурирующих между собой электростанций, расположенных в различных регионах;

укрупненный масштаб - фактическая установленная мощность тепловых ОГК колеблется в пределах 8—10 ГВт, что соответствует установленной мощности электростанций небольших европейских стран. Формирование столь крупных компаний в итоге реформирования электроэнергетики характерно для многих государств (см. гл. 2);

сопоставимые стартовые условия (по установленной мощности, стоимости активов, среднему износу оборудования).

Шесть тепловых ОГК — основные конкуренты на оптовом рынке электроэнергии. Свободная конкуренция данных ОГК на этом рынке в значительной мере обеспечивает формирование рыночных цен.

Гидроэлектростанции в мировой практике, как правило, сохраняются в собственности государства. Это мотивируется основными отличиями гидроэнергетики, в том числе способностью ГЭС оперативно изменять нагрузку, и дешевизной гидроэнергии, обеспечивающими контроль энергосистемы и состояния рынка.

С учетом сказанного нецелесообразно одновременно включать ГЭС и ТЭС в конфигурацию отдельной ОГК, поскольку это создает конкурентные преимущества такой ОГК на рынке и одновременно нивелирует стимулы развития ее тепловых мощностей, которые в этом случае субсидируются гидростанциями. Контроль государства ограничивает также участие Русгидро в формировании рыночной цены электроэнергии, устраняя таким образом препятствия свободной для конкуренции других участников рынка.

 В состав четырнадцати ТГК, каждая из которых является открытым акционерным обществом, включены генерирующие мощности электростанций (исключая ТЭС и ГЭС, вошедшие в состав ОГК). Базовые принципы формирования ТГК следующие: объединение электростанций по территориальному признаку; создание крупных компаний; минимизация возможностей для злоупотреблений монополистов. В состав ТГК включено большинство теплоэлектроцентралей, поэтому основная деятельность этих компаний — электро- и теплоснабжение.

В состав ОАО «ИнтерРАО» включены новые парогазовые мощности Сочинской ТЭЦ, Северо-Западной ТЭЦ, Калиниградской ТЭЦ и Ивановской ГРЭС.

Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть

Единая национальная электрическая сеть (ЕНЭС) — совокупность линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства, находящихся в едином оперативном и технологическом управлении, имеющих стратегическое значение для обеспечения устойчивого электроснабжения потребителей и функционирования оптового рынка электроэнергии, а также обеспечения параллельной работы ЕЭС России и энергосистем других государств, включая экспорт и импорт электроэнергии.

Иногда ЕНЭС также называют магистральными сетями.

В отличие от распределительных электрических сетей, которые подают энергию потребителям — магистральные сети:

·  используются для передачи по высоковольтным ЛЭП (220 кВ и выше) электроэнергии между регионами, обеспечивая их соединение, параллельную работу, а также регулирование энергетического баланса данных регионов и России в целом;

·  используются для передачи по высоковольтным ЛЭП (220 кВ и выше) электроэнергии в распределительные сети, обеспечивая участие потребителей и производителей в торгах на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также связь оптового рынка с розничным;

· связывают энергосистему России с энергосистемами других стран, обеспечивая процесс экспорта-импорта электроэнергии (ЛЭП любого класса напряжения).

 Критерии отнесения линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС определены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. Линии электропередачи и объекты электросетевого хозяйства, содержащиеся в этих постановлениях (ЛЭП (воздушные и кабельные), различных классов напряжения, обеспечивающие работу энергетических систем различных субъектов РФ, трансформаторные и иные подстанции, комплекс оборудования для технического обслуживания и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, системы и средства управления объектами электросетевого хозяйства) обеспечивают технологическую целостность магистрального сетевого хозяйства России.

В соответствии со стратегией реформирования электроэнергетики действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено создание единой организации по управлению ЕНЭС в целях сохранения и развития магистрального сетевого комплекса. Доля государства в данной компании по итогам переходного периода реформирования отрасли составила более 75 %. Формирование данной инфраструктурной организации начато в 2002 г. В соответствии с Постановлением Правительства РФ [4.2.2] было принято решение об учреждении 100 %-ного дочернего общества ОАО «РАО «ЕЭС России» — открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС», коротко - ФСК), в уставной капитал которой был внесен принадлежавший ОАО «РАО «ЕЭС России» электросетевой комплекс.

В процессе реорганизации ОАО «РАО ЕЭС России», ОАО «ФСК ЕЭС» были переданы также магистральные сетевые активы, принадлежавшие региональным энергокомпаниям (АО-энерго).

Существуют объекты электросетевого хозяйства, отнесенные законодательством к ЕНЭС, но принадлежащие иным собственникам, помимо ОАО «ФСК ЕЭС». Для обеспечения безопасности Российской Федерации и единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии федеральным законодательством предусмотрено в отношении таких собственников частичное ограничение их прав в части:

· заключения договоров на услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, относящихся к ЕНЭС, и определения условий этих договоров;

·  использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с ОАО «ФСК ЕЭС».

Установленные законодательством ограничения прав собственников объектов ЕНЭС не распространяются на доходы, получаемые в результате реализации их прав.

ОАО «ФСК ЕЭС» заключает с иными собственниками договоры, определяющие порядок использования объектов ЕНЭС. Заключение данных договоров является обязательным, а цена договора, должна составлять сумму, обеспечивающую возврат собственникам доходов, который они получили бы в случае самостоятельного оказания услуг по передаче электрической энергии.

Основа коммерческой деятельности ОАО «ФСК ЕЭС» — оказание услуг по передаче электрической энергии.

Контрагентами ОАО «ФСК ЕЭС» являются субъекты оптового рынка электрической энергии (мощности), непосредственно присоединенные к сетям ЕНЭС, а также распределительные сетевые компании. ОАО «ФСК ЕЭС» также оказывает услуги по присоединению к ЕНЭС новых потребителей.

Полученные в результате коммерческой деятельности доходы направляются на реализацию основных направлений инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС», в том числе:

на новое строительство сетевых объектов;

на техническое перевооружение и реконструкцию существующих объектов;

сооружение объектов технологического управления сетью и создание элементов технологической инфраструктуры конкурентного рынка электроэнергии.

Структурное реформирование отрасли позволило завершить формирования принадлежащей государству инфраструктурной компании, и объединить в ее составе подавляющую частью объектов ЕНЭС. Таким образом, была создана основу для обеспечения единства управления и развития магистральных сетей страны.

Атомная и традиционная энергетикаю Экологические проблемы